Красота и выразительность пушкинского стиха. А.С .Пушкин. Опрятней модного паркета... Стихотворение опрятней модного паркета


А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета...»Красота и выразительность пушкинского стиха

МБОУ СОШ лицей №6

г. Дубна

УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(2-й класс)

Тема урока: Красота

и выразительность пушкинского стиха

(А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»).

учитель начальных классов:

Горбунова Юлия Александровна

Тема урока: Красота и выразительность пушкинского стиха

(А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»).

Цели урока: 1. Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного А.С. Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками.

2. Научить читать выразительно лирическое стихотворение.

3. Развивать детское воображение, обогатить словарный запас.

Задачи урока: - проанализировать с детьми поэтические образы, созданные А.С. Пушкиным в стихотворении «Опрятней модного паркета»: какое настроение они передают, какими средствами выразительности созданы;

- совместно найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, не только то, что хотел сказать автор, но и как он это сделал;

- работать над выразительным чтением: рифмой, ритмом, мелодией; использовать музыкальные произведения с целью воссозд

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: - Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. (Музыка).

Учитель: - А когда наступает зима по календарю? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их.

- А сейчас какой месяц? Можно ли сказать, что зима уже наступила?

- Какой главный отличительный признак русской зимы? (снег).

В природе по-разному в разные годы происходит это явление: самое раннее – вначале ноября, самое позднее – во второй половине декабря.

В этом году наша встреча с первым снегом уже состоялась.

Я сегодня тоже приготовила для вас две картины, выполненные художниками. Посмотрите на них несколько секунд и продолжите предложения:

1. Глядя на эти картины, мне кажется …

(стоят ели-великаны, на полянке за ними старик-годовик, махнёт он рукавом первый раз…).

2. Глядя на эти картины, мне хочется…

(побродить по заснеженным дорожкам, вдохнуть бодрящего морозного воздуха, сесть на санки и лететь стрелой с высокой горы).

- Однажды вот также гулял вдоль берега реки А.С. Пушкин, и родились у него следующие строки, послушайте их.

II. Первичное восприятие текста.

- Понравились ли вам эти строки? Какому времени года они посвящены? Как вы догадались, ведь А.С. Пушкин ни разу не употребил слово «зима»?

III. Самостоятельное чтение произведения.

- А теперь откроем учебник и прочитаем произведение про себя. Читайте внимательно, не спеша, ведь от того, насколько вдумчиво вы сейчас прочитаете, будет зависеть наша дальнейшая работа ума и сердца.

IV. Анализ произведения.

- Прочитай, Настя.

- К какому роду литературы относится это произведение? (на доске вывешивается памятка).

Дети: - Это лирика, так как выражены чувства поэта.

Учитель: - А теперь поработаем в группах. Несколько раз перечитайте отдельные строки и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он их писал? (1-й ряд – 1,2 строчки, 2-й ряд – 3,4 строчки, 3-й ряд – две последние строчки).

infourok.ru

Красота и выразительность пушкинского стиха. А.С .Пушкин. Опрятней модного паркета...

Ι. Оргмомент. Проверка домашнего задания(мотивационно-организационный компонент).

Мы урок начинаем с разминки.

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись

Вправо, влево повернулись.

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать.

Зачитываем лучшие желания на лепестках цветка (оценки за дом.работу).

- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И необязательно ждать, когда об этом тебя попросят.

- У нас остался последний лепесток. Позвольте мне загадать свое желание.

Чтоб урок прошёл прекрасно,

Хорошо, отлично, классно,

Нужно нам не наказанье,

А всего лишь пожеланье:

Пожелание удачи

Пожелание добра,

Пожелания терпенья

И здоровья, и уменья.

И тогда все будет классно,

Хорошо и все прекрасно!

Ι Ι. Актуализация знаний, сообщение цели урока.

- Какое время года к нам незаметно подкрадывается?

- Какие образы у вас возникают при слове ЗИМА?

- Почему возникли разные образы?

- А что помогло вам представить эти разные образы?

- Посмотрите на репродукции картин русских художников. Какой темой их можно объединить?

- А одинаковое ли настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти картины?

- Так с помощью чего художник передает настроение?

- А с помощью чего писатели и поэты создают образы, передают настроение?

Самостоятельная работа по группам в парах.

1 группа

Выберите слово из скобок, чтобы о природе говорилось как о живом существе. Подчеркните это слово.

(Завыл, подул) холодный ветер.

Небо (потемнело, нахмурилось).

На ветру (мёрзли, качались) берёзки.

В воздухе (полетели, закружились) снежинки.

2 группа

Подберите как можно больше сравнений.

Снежинки как ...

(Пушинки, звездочки, искорки, слезинки, цветочки, мухи, бабочки)

Проверка самостоятельной работы.

- Вы уже, наверное, догадались, чему будет посвящен наш урок?

Физкультминутка (музыкальная)

Ι Ι Ι. Этап изучения нового материала. Первичное восприятие стихотворения.

- А с каким произведением и какого автора мы познакомимся, вы узнаете, открыв учебники на странице 133.

- Назовите автора. Что вы о нем знаете?

- Мы должны исследовать, какими средствами А.Пушкин создает в своем стихотворении зимние образы.

Чтение учителем стихотворения.

- Что понравилось? Что удивило? Какое настроение оно у вас вызвало? Все ли вам понятно?

Словарная работа.

Паркет – пол, выложенный маленькими гладкими дощечками.

По лону вод – по открытой воде.

Брег – берег

Опрятный - чистый

Ι V. Анализ стихотворения.

- Как поэт создает ощущение праздника?

Для того, чтобы ответить на вопрос, прочитайте это стихотворение и подумайте, сколько образов создает автор?

-Много ли их? (4)

- Как бы вы назвали эти картины? (Речка, мальчишки, гусь, снег).

Прочитайте отрывки, соответствующие этим картинам.

Картина 1.

Прочитайте. Что поняли? (речка, покрытая льдом, блистает) (Чтение 2-3 учеников)

- Как вы думаете, отличаются ли по смыслу слова «блистает» и «блестит»?

(Блистает – значит, выделяется своим особенным качеством. Она до блеска начищена морозом.)

- О ком можно сказать «блистает»? (Человек блистает умом, дамы блистают своими нарядами на балу)

- Что за наряд у речки? (лед)

- Найдите сравнение (речка как паркет).

- Как вы думаете, почему лед сравнивается с паркетом? (он складывается в рисунок)

- А откуда рисунки на льду?

Картина 2.

Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (узоры от коньков)

Найдите здесь сравнение. (Народ – очень много, ощущение движения, оживленные голоса)

Проведем эксперимент. Заменим слово «звучно» на слово «громко» Прочитайте, что получилось. Осталась ли та же наполненность звуками?

- Какие слова передают ощущение звуков? (звучно, режет)

- Какой прием использовал автор? (звукопись)

Зачитывание отрывка еще раз.

Вывод. В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется полнота ощущений.

Картина 3.

Прочитайте третью картину. Что поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода).

-Какое настроение добавляет к общему ощущению эта картина? (комическое)

После обсуждения 2-3 человека еще раз зачитывают этот отрывок.

Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком поймал он мух

И скорей за парту плюх!

Картина 4.

Прочитайте последнюю картину. Что поняли? Почему снег мелькает, вьется а не летит? (первый снег легкий и сухой)

Найдите сравнение. (Снег как звезды)

Кому здесь весело и радостно? (автору) (Веселый снег – первый снег)

Замена слова «брег» на слово «берег» Что изменилось? (нарушился строй – рифма)

Зачитывание отрывка еще раз.

Вывод.

Так о чем это стихотворение? (О начале зимы)

Что поэт хотел нам показать? Выберите ответ.

  • Ощущение тоски и печали.

  • Красоту зимней природы.

  • Праздник.

  • Равнодушие.

  • Жизнь простых людей

Даже такое суровое время годы дает свои прелести, радости, чудеса!

Как поэт создал ощущение праздника? Перечислите еще раз слова, выражения.

V. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

-Какое настроение должно быть при чтении? Выберите.

  • Весело, задорно.

  • С возмущением.

  • Тихо, задумчиво.

  • Печально.

  • Громко, торжественно.

  • Радостно.

Вам, как исследователям, дается проблема.

-Где нужно останавливаться при чтении, чтобы не исказить смысл каждой картины? (Читают в парах, выбирают правильный ответ.)

  • В конце каждой строки.

  • Там, где стоят знаки препинания.

Чтение 3 и 4 картины.

- Как вы думаете, есть ли здесь нарушение порядка рифмующихся строчек?

-Почему именно в третьей картине нарушен общий строй стиха? (Гусь здесь – случайный персонаж, этим нарушается общая картина зимы, поэтому автор поменял рифмы.)

Слово «веселый» к какой картине относится – про гуся или про снег? Прочитайте правильно, чтобы не исказился смысл.

Выразительное чтение стихотворения.

VΙ. Домашняя работа. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какое домашнее задание вы предложите? (чтение наизусть, иллюстрация и т.д.)

Предлагаю карточку-клише (подготовка к чтению наизусть).

…Опрятней модного   ________________,

Блистает речка, льдом  ______________;

Мальчишек радостный  ______________

Коньками звучно режет  ____________;

На красных лапках  ________ тяжелый,

Задумав  ___________ по лону вод,

Ступает  _____________ на лёд.

Скользит и  _____________; весёлый

Мелькает, вьётся первый  ___________,

Звездами падая на  _____________.

- Что можете сказать про себя. Продолжите высказывание:

Своей работой на уроке я …

Вы были на уроке внимательными, думающими читателями, хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки.

-

Выполняют движения по команде учителя (психологический настрой)

Читают желания на лепестках цветика-семицветика

Отвечают на вопрос, рассуждают.

Ответы детей:

Зима

Новогодняя елка, белые деревья, сугробы, снежная горка и т.д.

Что-то больше запомнилось.

Воображение

Тема зимы.

Делают предположения.

С помощью цвета

С помощью слов и литературных приемов.

Анализируют средства выразительности, объясняют выбор слов.

Самостоятельно работают в парах, поиск информации.

Оценка действий ученика, развитие саморегуляции.

(Читают текст, слова-сравнения, выражают свое согласие или несогласие).

Темы зимы.

Под музыку выполняют движения.

Ответы детей.

Воспринимают на слух стихотворение в исполнении учителя.

Ответы детей.

Высказывания детей.

Чтение толкований слов и словосочетаний.

Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Объясняют выбор слов, используемых для создания поэтических образов, знаков препинания, используемых в произведении для передачи смысла.

Выделяют в стихотворении сравнения.

Участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.

Читают в парах, выбирают правильный ответ.

Стараются читать текст выразительно.

Проводят рефлексию своих действий.

Выполняют клише.

Проводят рефлексию своих действий.

kopilkaurokov.ru

«А.С. ПУШКИН «ЗИМНЕЕ УТРО». «ОПРЯТНЕЙ МОДНОГО ПАРКЕТА...»,

тема урока : «А.С. Пушкин «Зимнее утро». «ОПРЯТНЕЙ МОДНОГО ПАРКЕТА...»,

Цели: продолжать знакомить учащихся с поэзией А. С. Пушкина; учить детей видеть прекрасное; развивать воображение, мышление, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают наизусть одно из стихотворений, объясняя, чем их привлекло то или иное произведение, почему им захотелось выучить именно его.

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы прочитаем с вами еще два стихотворения – описания зимней природы. Одно из них – отрывок из романа «Евгений Онегин».

Учитель читает отрывок из романа «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета...».

– Какое настроение создается от услышанного?

– Какие слова подобрал поэт для описания снега?

– Какие картины представили, слушая стихотворение?

– Прочитайте стихотворение друг другу в парах.

Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре —

Вот летит ракета ввысь!

– Приходилось ли вам наблюдать такую картину, когда после ненастья, непогоды вдруг наступала ясная, солнечная погода? Какие чувства вы испытывали от этого?

– Одно такое чудесное солнечное утро описал А. С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Что хотите сказать?

– Пушкин описал зимнее утро, ни разу не употребив слово «белый»! А какие краски и сравнения он использовал?

– Опишите своими словами картину солнечного, морозного зимнего утра. Какое настроение вас охватывает? Какими словами его можно выразить: «радость», «грусть», «бодрость», «тоска», «приподнятость», «восторг», «печаль»?

– Чем отличается вторая строфа (группа стихотворных строк) от остальных? Как ее нужно прочитать?

– А как вы будете читать остальное стихотворение?

Учащиеся под руководством учителя отмечают слова, на которые падают логические ударения, отмечают паузы.

 Словарная работа.

Нега – блаженство, наслаждение.

Аврора – богиня утренней зари.

Северная Аврора – заря, зимнее утро.

Вечор – вчера вечером.

Упражнение в чтении стихотворения.

IV. Итог урока.

– Какое настроение, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок?

– Что особенно понравилось?

– Какую работу вам еще хотелось бы выполнить?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из романа «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета...» и стихотворения «Зимнее утро» (с. 88–89)

infourok.ru


Добавить комментарий Отменить ответ