Casual - Женский журнал о моде, стиле и красоте. Рыночная цена модной вещи определяется


Ценность вещей. Избавь свою жизнь от хлама!

Ценность вещей

Ценность новой вещи не эквивалентна ее стоимости на рынке. Ценность новой вещи не эквивалентна также разнице между ее рыночной стоимостью и ценой со скидкой. Кое-кто называет эту разницу выгодной ценой, но здесь нет никакой выгоды, если вещь вам не нужна.

Ценность любой вещи определяется пользой, которую вы можете извлечь из этой вещи, поскольку, не считая упомянутых выше исключений, большинство принадлежащих вам вещей представляют собой неликвидный актив. Если только вы не являетесь дилером по купле — продаже всевозможного добра — будь то антикварные изделия или предметы искусства — и не владеете торговой точкой, существующей за счет наценки на купленное по дешевке, то стоимость принадлежащих вам вещей не поддается количественной оценке. Это избавляет нас от необходимости проводить дальнейшие подсчеты и ставит перед вопросами: можно ли использовать эту вещь? Если нет, как с ней поступить?

В качестве упражнения, вместо того чтобы защищать идею о неоспоримой ценности своего имущества, попробуйте представить, что все ваше добро изначально не обладает никакой ценностью. Более того, оно для вас обуза. Если такой подход кажется вам слишком уж экстравагантным, советую задуматься, сколько времени вам приходится тратить на возню со всем этим хламом, на его сортировку и поиск нужной вещи, затерявшейся среди множества себе подобных. Сколько нервных клеток вы теряете, чувствуя свою ответственность за сохранность всех этих вещей! Не приходилось ли вам решить переехать в новый дом только потому, что старый уже не в состоянии вместить все ваше добро? Или отказаться от переезда в новый дом, устраивающий вас во всех отношениях, кроме одного: он не в состоянии вместить все вещи? Задумывались ли вы над тем, сколько времени приходится тратить на поддержание в порядке своего скарба? Не приходилось ли вам отказаться от проживания в каком-то определенном городе или районе скорее из опасения за сохранность своего имущества, чем из опасения за собственную жизнь? Не возникало ли желания бросить к чертям весь этот хлам и, прихватив с собой деньги и чемодан с самым необходимым, уехать куда-нибудь подальше? (Правда, вы тотчас же отбрасывали эту мысль — и вовсе не потому, что боялись осуждения со стороны окружающих или еще по какой-нибудь причине, а из-за привязанности к своему «добру».) Так может быть, не вещи принадлежат нам, а мы им?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Рыночная цена

Рыночная цена подразумевает среднюю арифметическую цену, в соответствии с которой на определенном рынке может быть куплен товар.

 

Под рыночной ценой также предопределяется среднюю стоимость конкретного товара за определенный временной период. Рыночная цена во многом отличается от равновесной. Равновесная цена – цена, устанавливаемая в пределах рынка в случае достижения равновесного спроса/предложения на данный товар.

 

Рыночная стоимость соответствует конкурентной исключительно при наличии совершенной конкуренции. Для монополизации рынка характерно превышение рыночной цены непосредственно над равновесной. Снижение рыночной стоимости ниже показателя равновесной (к примеру, в случае государственного регулирования цен) обуславливает появление дефицита, поскольку продавцам будет невыгодно поставлять на рынок свои товары.

 

alt="рыночная цена"

 

Виды рыночных цен

 

В зависимости от различных условий купли/продажи услуг и благ определяются разные виды цен. Они могут быть распределены на несколько ключевых групп. Учитывая способы регулирования, обособляются такие разновидности цен.

 

  • Свободные цены.

Формирование этих цен обуславливается состоянием рынка, а их установление происходит без вмешательства государства, базируясь на свободной договоренности покупателя и продавца.

 

  • Контрактные или договорные цены.

Они устанавливаются контрагентами на основе обоюдного согласия до момента совершения купли/продажи товара. В документальном порядке могут быть оговорены не совершенные величины цен, а только верхний/нижний уровень их возможных изменений. Разрешается пересмотр цен в результате инфляции и прочих предусматриваемых заранее обязательств.

 

  • Регулируемые цены.

Для обособленных групп товаров государством устанавливается верхний ценовой предел, который нельзя превышать. В условиях экономики рынка подобное управление ценами затрагивает жизненно важные услуги и товары (потребительские продукты первой необходимости, общественный транспорт, энергетические носители, стратегическое сырье).

 

  • Цены, установленные государством.

Такие цены государственными органами фиксируются в плановой документации. Ни у кого (в т.ч. производителей, продавцов) нет прав изменять их.

 

Виды цен в зависимости от торговых областей и форм

 

В зависимости от торговых областей и форм можно выделить такие виды цен:

 

  • Оптовые цены, в соответствии с которыми товары могут быть реализованы в оптовой торговле. В нашем государстве по этим ценам предприятия-производители сбывают собственную продукцию торговым посредникам либо другим предприятиям.

 

  • Розничные цены – по ним продукты продаются потребителям в розничной торговле.

 

  • Тарифы на пользование услугами – расценки (цены) определяют уровень оплаты бытовых и коммунальных услуг, за пользование радио, телефоном и так далее.

 

  • Образование аукционных и биржевых цен происходит на различных определенных формах рынков, которые принадлежат к свободным рынкам. Относительно их способов образования и характера детально говорить можно очень долго.

 

Цены мирового рынка

 

Это цены, которые:

 

  • установились на всемирном рынке на товары определенной группы;
  • были определены организациями, которые являются участниками международной торговли на конкретный период.

 

Нами были рассмотрены ключевые разновидности реально действующих цен на рынке. Помимо твердо фиксированной государственной цены, все прочие их виды в какой-то степени обладают единой характеристикой – они подвергаются изменениям под влиянием конъюнктуры рынка (стечения различных обстоятельств). Вместе с тем, стоимость товаров закономерно воздействует на экономическое состояние покупателей/продавцов, их интерес к купле/продаже различных товаров.

 

Закон спроса

 

Спрос подразумевает платежеспособную потребность, т.е. денежную сумму, которую покупатели способны и хотят заплатить за необходимые им изделия. Понятное дело, спрос как таковой не может приравниваться к потребности: если у человека есть нужда в каком-либо благе, однако он не располагает денежными средствами, то он не имеет покупательского спроса.

 

На спрос влияет целый перечень факторов рынка: число покупателей на рынке, их предпочтения, вкусы и прибыль, цены на товары. При этом, перед потребителем, как правило, предстает рынок, в котором можно выбрать альтернативное количество одноименных изделий, которые имеют спрос по различной стоимости. За ту же сумму денег человек покупает больше товаров, если их стоимость уменьшится, и напротив.

utmagazine.ru

Структура фэшн-рынка. Какую одежду мы покупаем?

Структура фэшн-рынка. Какую одежду мы покупаем?

Мировой фэшн-рынок состоит из дизайнерских брендов и брендов массового рынка, различающихся по цене, стилю и статусу потребителей, приобретающих данный продукт. По самой простой классификации существует одежда класса luxury (люкс), premium (высокий), middle-up (выше среднего), middle (средний) и mass-market (ниже среднего).

На современном фэшн-рынке пока не существует единой четкой классификационной системы. Многие понятия являются «плавающими». Однако, значительная часть исследователей и практиков данной рыночной ниши, придерживается следующей логической структуры формирования категорий одежды, (или категорий брендов) на фэшн-рынке:

Дизайнерские бренды, в которые входит фэшн-продукция от кутюр, прет-а-порте де люкс, прет-а-порте и диффузные бренды, т.е. вторые и третьи дизайнерские линии (по некоторым классификациям диффузные бренды и бренды от Celebrities называют бридж-брендами (bridge).

Бридж-бренды (bridge) – сегмент, который на фэшн-рынке с недавнего времени стал выделяться в отдельную категория, мода на стыке прет-а-порте и масс-маркета, мостик межу двумя этими явлениями. Условно бридж-сегмент можно разделить - на лучший (better) и средний (middle).

Ниже располагается сегмент демократичных марок, среди которых есть - moderate (модерэйт) умеренные бренды и budget (бюджеьные) или mass (массовые)бренды.

Отраслевое агентство Fashion Consulting Group делит среднеценовой сегмент одежды на две категории — better (бетта), т.е. лучшее - вещи более высокого качества, цена изделия евро и good (гуд), т.е. хорошее, или contemporary (контемпорари), т.е. утилитарные, современные. Девиз производителей товаров «контемпорари» (массового доступного стиля) - удобство, простота, функциональность, доступность. Пример марок, позиционирующихся в секторе better — CK Jeans, Mexx, Massimo Dutti, Levi's, Tommy Hilfiger, contemporary - Zara, Topshop, Oasis, Motivi, Benetton, Marks&Spenser.

Низший сегмент - массовые бренды категории moderate, например NewYorker , Bershka, Sasch и budget например, Kiabi, Jennyfer, TATI , Sela, Твое.

Дизайнерские бренды, т.е. одежда, обувь и аксессуары от кутюр и прет-а-порте де люкс и прет-а-порте принадлежат к рынку товаров роскоши, эта одежда из высшего сегмента - люкс (luxury) и премиум (premium) классов.

Классификация внутри дизайнерского бренда выглядит следующим образом:

От кутюр (фр. haute couture - высокая мода, моделирование и пошив одежды высокого класса) – верхняя иерархическая ступень. Ниша, формирующая понятие «мода». Высокая мода задает образец совершенной одежды, направление и стиль, к которому нужно стремиться, оказывая влияние на формирование глобальных модных тенденций, одновременно является творческой лабораторией конкретного дизайнера.

Для одежды от кутюр обязательно наличие автора. В качестве названия марки, чаще всего стоит имя собственное. Продукция от кутюр это эксклюзив, практически - предмет искусства. Одежда высоких марок принадлежит на фэшн-рынке к топовой категории, она создается по индивидуальным меркам клиента и чрезвычайно дорого стоит. Покупка одежды от кутюр возможна только в самом Модном доме. При организации торговли никогда не смешиваются вещи разных дизайнеров. К данной категории относятся бренды, создаваемые Модными домами, например, Chanel Haute Couture, Couture Atelier Versace, Givenchy Haute Couture, Christian Lacroix Haute Couture, Gautier Paris и другие.

Прет-а-порте (фр. prêt-à-porter, буквально «готовое для но́ски») подразделяются на две категории:

Прет-а-порте де люкс, как и в предыдущей категории, чаще всего, с именем дизайнера в марочном названии, характеризуется небольшой серийностью моделей, очень высоким качеством применяемых материалов и высоким уровнем мастерства.

Кроме того, в нише прет-а-порте де люкс существуют понятия Designer ready-to-wear de luxe (ready-to-wear –готовая одежда)и Premier Designer или Young designer ready-to-wear (линии готовой одежды от молодых дизайнеров).

Для изготовления моделей прет-а-порте де люкс используются стандартные размеры одежды, принятые в стране производителя. К категории прет-а-порте де люкс принадлежат такие бренды как Gucci, Prada, Louis Vuitton,Chanel, Giorgio Armani, Donna Karan, Versace, Christian Dior, YSL, Valentino, Fendi, Gianfranco Ferre, Burberry, Kenzo, Ralph Lauren, Christian Lacroix, Emmanuel Ungano, Vivienne Westwood, John Galliano, Oscar de la Rente, Halston , Marshezaи другие.

Прет-а-порте - категория дизайнерской готовой одежды premium класса, в которой имя автора остается крайне важным. Линии прет-а-порте стремятся сохранять главные стилевые элементы продукции из ниши от кутюр и прет-а-порте де люкс. Таким образом, бренды прет-а-порте являются распространителями стилистических идей от кутюр в приемлемой для повседневной жизни одежде. Одежду прет-а-порте отличает более демократичный подход к выбору тканей и материалов, более простые конструкционные особенности и более низкие цены. К данной категории относятся такие бренды как Marc Jacobs, Michael Kors, Max Mara, Calvin Klein, Missioni, Etro, Anna Sui и другие.

Появление категории прет-а-порте - заслуга Джорджио Армани, разделившего в 1981 году линию прет-а-порте на две категории. Новаторскую идею Армани подхватило подавляющее число дизайнеров.

Диффузные бренды (их иногда обозначают термином contemporary, обозначающим демократичные марки одежды, так как они являются средними между премиум классом и более низкими классами).

Термин «диффузные бренды» или диффузные линии (англ. diffusion lines -линии распространения) в сфере фэшн-бизнеса появился в начале 1990-х годов, когда произошли большие изменения в стратегии распространения дизайнерских брендов. В 1970-1980-е некоторые именитые марки, например, Гуччи (Gucci ) и Пьер Карден (Pierre Cardin), стали продавать лицензии на использование марочного имени целому ряду производителей потребительских товаров, что привело к появлению, ряда массовых дешевых товаров, типа зажигалок Gucci. В результате к 1980 году марочное имя Gucci принадлежало 22-м тысячам наименований продуктов. Кроме того, появилась целая сеть, торгующая одеждой марки Pierre Cardin, не соответствующей высокому статусу этого бренда.

Такой подход наносил существенный вред эксклюзивности и престижу марок. Но так как владельцы дизайнерских брендов отчетливо понимали, что одежда от кутюр не является прибыльной, количество клиентов в этой категории стремительно сокращается, а линии прет-а-порте имеют ограниченные возможности роста, нужны были новые модели работы с дизайнерской продукцией. Решением в проблемы явилось создание и развитие диффузных брендов, рассчитанных на распространение среди более широкого круга клиентов. Потребителям, заинтересованным в хорошей модной одежде, были предложены бренды более дешевые, функциональные, изготовленные из менее дорогих тканей, но имеющие крепкую стилистическую связь с дизайнерским брендом-родоначальником.

Таким образом, к концу XX века внутри большинства Модных домов, создающих дизайнерскую одежду, соседствовали три направления: от кутюр, прет-а-порте и диффузные бренды, включающие в себя вторые и третьи линии прет-а-порте, а также узкофункциональные линии. Некоторые диффузные бренды стали настолько успешными, что постепенно в сознание потребителя модной одежды приобрели индивидуальный статус. Например, Miu Miu, начинавшая как более дешевая линия статусной марки Prada, выросла в отдельную именитую марку, известную во всем мире. Сйчас Miu Miu – самая дорогая вторая линия в мире.

К данной категории относятся такие бренды как Marc by Marc Jacobs (Marc Jacobs), D&G (Dolce & Gabbana), Y-3 (Yohji Yamamoto), Versus (Versace), Simply Vera (Vera Wang), Moschino Cheap & Chic (Moschino), Moschino Love (Moschino ), Miu Miu (Prada), See by Chloe (Chloe), Paul Smith Jeans (Paul Smith), McQ (Alexander McQueen), DKNY (Donna Karan,) MICHAELMichaelKors (MichaelKors), Halston Heritage (Halston), Burberry Prorsum, Just Cavalli (Roberto Cavalli).

Диффузные бренды обеспечивают дизайнерским брендам некий вариант защиты от слияния с массовым рынком одежды, являясь определенным буфером между прет-а-порте и одеждой массового производства.

Значение диффузных брендов в марочном портфеле дизайнерского бренда в целом крайне высоко. Вторые и третьи линии – это постоянное пополнение розничной торговли дизайнерской одеждой. Они приносят доход и, что более важно, прибыль. Диффузные бренды помимо всего прочего легко создавать и легко убирать с рынка, не нанося ущерба бренду прет-а-порте.

Количество продуктов, различных по своему качеству, присоединенных к бренду, принято называть марочным портфелем (brand portfolio). Марочный портфель дизайнерских брендов в фэшн-бизнесе в идеале объединяет бренды, принадлежащие к разным категориям одежды: от кутюр, прет-а-порте, диффузные бренды.

Брижд-бренды (англ. bridge - мост) - марки одежды, находящиеся, в недавно появившемся на фэшн-рынке в качестве самостоятельного бридж-сегменте, который, исходя из названия, можно охарактеризовать как некий мостик между дизайнерскими брендам и брендами для широкого круга потребителей. Брижд-бренд - термин, обозначающий фэшн марки, производящие высококачественную (премиум класса) одежду и аксессуары, при ценовой политике среднего сегмента (мидл маркет). Актуальность этого сегмента выросла в связи с мировым экономическим кризисом. Многие брижд-бренды не уступают по качеству одежде из дуффузных линий. Например, Apriori, Cavita, Cacharel, IKKS, Zadig&Voltare, Morella, Stefanel, Laurel и др.

- Воспроизведение материала запрещено -

www.casual-info.ru

§ 3 Рыночная цена. Основы экономики

§ 3 Рыночная цена

Как цена связана со спросом и предложением

Рыночную сделку можно представить в виде следующей формулы: «продавцы – товары – рыночные цены – деньги – покупатели».

Приведенной формуле можно придать более краткий вид: предложение (П) – цена (Ц) – спрос (С), или П – Ц – С.

Здесь под предложением подразумевается сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разном уровне цены. Рыточная цена – это фактическая цена, которая связана с предложением и спросом товаров. Спрос – платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага.

Между предложением, ценой и спросом складываются такие взаимосвязи, которые носят характер экономических законов.

Экономический закон – это причинно-следственная связь между определенными явлениями. Как причины, так и следствия должны быть необходимыми, массовыми и повторяющимися связями.

Обычно экономическим законам можно придать математическое выражение, поскольку в них представлена определенная количественная связь между переменными величинами. При этом причина выступает в качестве независимой (от иных явлений) переменной. Следствие – это зависимая (от причины) переменная. Наконец, устанавливается характер зависимости между данными изменяющимися величинами.

В экономических законах может быть представлено двойное – прямое и обратное – воздействие одной переменной на другую. В таких случаях причины и следствия могут поменяться местами.

Сейчас мы разберемся с тем, как рыночная цена воздействует на индивидуальный спрос покупателя и на индивидуальное предложение продавца. В следующем параграфе будет рассмотрено обратное влияние массового спроса покупателей и массового предложения продавцов на рыночную цену.

Какова зависимость величины спроса от динамики цены

Как известно, в условиях микроэкономики на рынке участвуют частные производители товаров и покупатели. Сделки между ними, естественно, касаются очень небольшого количества товаров. В силу этого индивидуальный спрос и индивидуальное предложение не могут вообще как-то повлиять на установившуюся на рынке цену.

Таблица 5.4

Шкала спроса

Напротив, рыночная цена предопределяет индивидуальное поведение покупателя и продавца, заставляя их придерживаться общей цены на товары определенного вида. Давайте посмотрим, каков механизм (последовательность состояний и процессов) изменения спроса покупателей в зависимости от динамики рыночной цены.

Предположим, на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены покупатели будут приобретать все меньшее количество яблок. Это показано на условном примере в шкале спроса (табл. 5.4).

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить зависимость спроса от рыночной цены.

Закон спроса по цене выражает следующую количественную зависимость величины спроса (С) от цены (Ц). Чем выше рыночная цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателя. Например, в России повышение цен на подписные издания в 1991–2003 гг. привело к сокращению объема подписки. Соответственно проявляется и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.

Данную взаимосвязь можно наглядно представить на графике. На вертикальной оси будем отражать количественные данные, касающиеся независимой переменной (причины изменений). По горизонтальной оси указываются данные относительно зависимой переменной (следствия перемен).

Русский писатель и исследователь отечественного языка Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» привел примечательные пословицы: «Со своей ценой на базар не ездят», «Базар цену скажет».

Рис. 5.3. Кривая спроса по цене

Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис. 5.3). По оси ординат отложены цены на яблоки. По оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъявлен спрос. Кривая C1C2 на графике показывает, что при повышении цены платежеспособная потребность населения сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.

Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение динамики цен характеризует эластичность (гибкость) спроса. Под этим термином подразумевается степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс):

Эластичным спрос бывает тогда, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком «минус»): канцелярские принадлежности – 0,6, бензин – 1,5, жилье – 1,9, кино – 3,9.

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателя не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен. Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования спроса населения при изменении уровня рыночных цен.

Какова зависимость величины предложения от динамики цены

Теперь выясним, как рыночная цена воздействует на индивидуальное предложение продавцов.

Предположим, что продаются яблоки. По мере увеличения рыночной цены количество предлагаемых для продажи яблок будет

Таблица 5.5

Шкала предложения

возрастать. Это показано на условном примере в шкале предложения (табл. 5.5).

Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены.

Закон предложения по цене характеризует следующую количественную зависимость предложения (П) от уровня цены (Ц). Чем выше рыночная цена, тем больше растет предложение продуктов со стороны продавца. И наоборот: чем ниже цена, тем меньше предложение.

Закон предложения наглядно представлен на рис. 5.4.

Кривая П1П2 на графике показывает, как с ростом рыночной цены производители увеличивают объем продажи, и, наоборот, как предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):

Предложение по цене бывает эластичным и неэластичным. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.

Рис. 5.4. Кривая предложения по цене

Эластичным предложение становится тогда, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Как показывает опыт многих стран, коэффициент эластичности предложения – при условии равновесия цен за длительный период – имеет тенденцию к возрастанию, т. е. рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства.

Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение слабо изменяется (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров. Следовательно, знание динамики коэффициента эластичности предложения полезно для предвидения объема производства и продажи в зависимости от изменения цен.

Когда совпадают интересы покупателей и продавцов

Итак, нам удалось выявить регулирующее воздействие рыночной цены на спрос и на предложение, а стало быть, на экономическое положение отдельных покупателей и продавцов. Нами обнаружены два варианта такого регулирования, при которых одна сторона рыночной сделки выигрывает, а другая – проигрывает.

Первый вариант. Рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса, с другой – к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов (они увеличивают выпуск и сбыт товаров, получая больше дохода).

Второй вариант. Цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса, а с другой – сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).

Спрашивается, есть ли третий вариант, по которому экономические интересы продавцов и покупателей совпадают?

Вернемся к рассмотренным графикам законов спроса по цене (см. рис. 5.3) и предложения по цене (см. рис. 5.4). Если одновременно совместить кривые спроса и предложения, то на графике рис. 5.5 в точке пересечения этих кривых (Р) получим равновесие спроса и предложения.

Одновременно на рис. 5.5 обнаруживаются две зоны серьезных отклонений от рыночного равновесия. Первая из них (C2 – P – П2) – это область избытка нераспроданных товаров. Ее существование наносит ущерб выгоде продавцов. Вторая зона Ini – P – C1) – область дефицита (нехватки) товаров. Из-за такой нехватки страдают интересы покупателей.

Рис. 5.5. Установление равновесного количества предложения и спроса

В противовес всему этому точка равновесия P свидетельствует о единстве экономических интересов покупателей и продавцов

Если из точки P опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то в точке Кр определим равновесное количество. Оно показывает величину товарной массы (в данном случае количество яблок), которая удовлетворяет спрос покупателей и предложение продавцов.

Проекция точки P на ось ординат – точка Цр определяет равновесную цену. Это тот уровень рыночной цены, который одинаково приемлем для участников рыночной сделки.

Все сказанное свидетельствует о том, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необычными свойствами.

1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Следовательно, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.

2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезных вещей.

3. На рынке не станет ни избытка товаров (количества, которое не может быть продано при данном объеме доходов населения), ни дефицита благ.

Итак, мы выяснили, что происходит, когда рыночная цена воздействует на спрос или предложение одного из участников рыночных сделок. Каждый человек может всегда лично убедиться, что он не в силах изменить установившуюся на рынке цену. Наоборот, его поведение как покупателя или как продавца каждый раз будет зависеть от уровня рыночной цены.

Это – ясно. Но не ясно другое: неужели сама рыночная цена никогда не изменяется и является постоянной? Может ли эта цена, в свою очередь, зависеть от изменения спроса и предложения? Разумеется, изменяться отнюдь не от индивидуальных желаний человека, а от спроса и предложения очень большого числа участников рыночных сделок?

Из жизненного опыта хорошо известно, что если в массовом порядке изменяется покупательский спрос или же предложение продавцов, то соответствующим образом возрастает или понижается рыночная цена.

Теперь мы изучим количественные закономерности, которые прямо противоположны закону спроса по цене и закону предложения по цене. Речь пойдет о законах изменения рыночной цены в зависимости от массового спроса и от массового предложения. Для этого в известных графиках мы должны поменять местами причину и следствие уже рассмотренных выше рыночных процессов (см. рис. 5.3 и 5.4). Теперь независимой переменной (причиной) будет выступать массовый спрос или массовое предложение, а зависимой (следствием) – рыночная цена.

Сначала рассмотрим динамику рыночной цены в зависимости от массового спроса покупателей. При этом можно представить, что происходят, допустим, такие события:

• должен состояться важный международный матч по футболу;

• объявлено выступление популярных звезд эстрады;

• после удачной рекламы у многих людей возникло желание приобрести какую-то полезную или модную вещь.

Как массовый спрос воздействует на цену

Итак, мы будем считать независимой переменной (причиной) спрос большого числа покупателей, а зависимой (следствием) – рыночную цену. Благодаря этому можно выяснить, в какой мере массовый спрос покупателей – при прочих неизменных условиях – воздействует на рыночную цену.

Если, допустим, объем продаж товаров не увеличивается, а спрос не только не удовлетворяется, но еще и возрастает, то неизбежным следствием становится повышение уровня цены, уплачиваемой за единицу продукции. В этом случае будет действовать такая количественная зависимость между массовым спросом и ценой, которая прямо противоположна закону спроса по цене.

Значит, закон цены по спросу характеризует следующую количественную зависимость: чем больше объем массового спроса покупателей, тем выше уровень рыночной цены. И наоборот: рыночная цена снизится при сокращении спроса большого числа покупателей.

Рис. 5.6. Кривая цены по массовому спросу

Данная зависимость представлена на графике (рис. 5.6). На вертикальной оси показано увеличение объема спроса товара, покупаемого потребителями; на горизонтальной оси – увеличение уровня цены за единицу товара. Кривая ЦсЦс иллюстрирует закономерную динамику цены по массовому спросу.

Фактическим подтверждением действия закона цены по массовому спросу является сильное повышение цен на потребительские товары, что происходит, когда на рынке образуется дефицит (нехватка) продуктов при большом неудовлетворенном спросе. Опасаясь дальнейшего повышения цен, население в массовом порядке увеличивает закупки товаров, чем вызывает еще большее повышение цен. Это явление получило название инфляция спроса (повышение рыночной цены под влиянием массового спроса).

Но на рынке могут происходить совершенно иные процессы, допустим, такие:

• после очень хорошего урожая продавцам трудно продать большое количество зерновых, овощей, фруктов;

• истекает срок хранения скоропортящихся пищевых продуктов, их надо как можно быстрее продать;

• продавцы приобрели модную летнюю одежду, но к концу лета у них осталось большое количество непроданных изделий. Однако в следующем году поступят в продажу новые модели одежды. Что же делать с запасами устаревающих изделий?

В подобных случаях возникает избыток товаров и соответственно – массовое предложение со стороны продавцов. Как все это сказывается на уровне рыночной цены?

Как действует закон цены по массовому предложению

В приведенных примерах независимой переменной (причиной) будет выступать массовое предложение, а зависимой (следствием) – цена. Иначе говоря, речь пойдет о том, как – при прочих одинаковых условиях – массовое предложение продавцов влияет на рыночную цену.

Если спрос покупателей остается неизменным, то большое увеличение объема предложения (допустим, тех же яблок) отрицательно скажется на рыночной цене. Ведь в таком случае покупатели не смогут приобретать все возрастающее количество продуктов, поэтому продавцы вынуждены снизить цены. Иначе говоря, будет достигнут прямо противоположный результат по сравнению с действием закона предложения по цене.

Стало быть, закон цены по массовому предложению выражает следующую количественную зависимость: чем выше массовое предложение товаров, тем ниже уровень цены. И наоборот: рыночная цена будет расти при уменьшении массового предложения продавцов.

Эта зависимость наглядно представлена на графике (рис. 5.7). По вертикальной оси указываются величины объема определенного товара, предлагаемого продавцами. На горизонтальной оси показано увеличение уровня рыночной цены за единицу товара. Кривая ЦпЦп показывает закономерное изменение уровня цены по массовому предложению.

Рис. 5.7. Кривая цены по массовому предложению

На практике действие закона цены по массовому предложению проявляется при таком повышении рыночной цены, которое получило название «инфляция издержек». В этом случае имеется в виду вздорожание стоимости товаров, происходящее в результате уменьшения рыночного предложения продавцов. Причиной этого явления служит повышение уровня заработной платы, цен на сырье и другие ресурсы. При этом сокращаются объем производства в натуральном выражении и занятость (увеличивается безработица).

Возникает вопрос: есть ли на самом рынке внутренняя сила, которая способна преодолевать его неравновесное состояние (превышение спроса над предложением или наоборот) и порождать тенденцию к продаже товаров по равновесной цене?

Ответ на этот вопрос мы найдем в следующей главе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Анализ тенденций развития российского рынка одежды

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОДЕЖДЫ

В.В. Бобрушева, С.В. Соловьева В статье проведен анализ изменений, произошедших на мировом и отечественном рынке одежды в среднем за последнее десятилетие, рассмотрены основные тенденции, оказывающие значительное влияние на формирование стратегической маркетинговой деятельности отечественных предприятий швейной промышленности в условиях растущего рынка и усиления мировой конкуренции

За последнее десятилетие ситуация на российском рынке одежды претерпела значительные изменения. Ужесточение конкуренции в швейной отрасли, реальная угроза появления новых участников рынка, ежегодное увеличение ввоза импортной продукции и слабая конкурентоспособность российских предприятий по сравнению с зарубежными производителями одежды заставляют отечественные предприятия швейной промышленности определять новые пути развития бизнеса.

В сложившихся условиях выбор перспективных направлений развития российских предприятий во многом зависит от своевременного проведения качественного маркетингового анализа рыночной среды, выявления основных тенденций развития рынка в целях определения факторов, влияющих на реализацию маркетинговой стратегии развития предприятия.

Сегодня российский рынок одежды – один из наиболее динамично развивающихся рынков России. Начиная с 1999 г. его объем увеличивался на 25—30% в год, в зависимости от условий поставок, сегмента рынка, торговых марок, формата торговли и региона. Это представляет значительный контраст с западноевропейскими рынками одежды, где темп роста не превышает 5 % в год. В настоящее время аналитики отмечают замедление динамики развития российского рынка в пределах 10 % в год и связывают это с его постепенным насыщением. В дальнейшем, согласно экспертным оценкам, динамика роста рынка замедлится и составит 8—10% в год. Потенциальная емкость российского рынка одежды оценивается в 23—25 млрд $ (из них на Москву приходится 4—5 млрд $), а ежегодный прирост составляет 20—30% [4].

Рост спроса на одежду, прежде всего, обусловлен стабилизацией экономики страны, увеличением доходов населения и расширением рядов среднего класса (рис. 1), который уделяет значительное внимание одежде, затрачивая на нее около 15% семейного бюджета. Объем среднеценового сегмента рынка одежды занимает большую часть от общего объема и составляет: 12—13 млрд $. Ежегодный прирост в этом сегменте составляет 10—15 %. Именно поэтому большинство российских и зарубежных предприятий производят и продают продукцию, ориентированную на средний ценовой сегмент.

Формирование потребительского рынка происходит с учетом растущего спроса на продукцию зарубежных производителей, особенно по той группе товаров, которые не выпускаются в России. Иностранные компании активно расширяют свое присутствие на отечественном рынке одежды. Всего на рынке присутствуют около 120 «недорогих» западных сетей, оборот каждой, по оценке участников рынка, составляет около 80—100 млн $ в год. За последнее время продажи этого сегмента растут на 10—15 % в год, а оборот лидеров рынка — на 30—40 %. Эксперты рынка сходятся на том, что до насыщения еще далеко. Поэтому производители, стремясь захватить рынок, активно используют франчайзинговые схемы. Участники рынка констатируют, что в Москве большинство горожан уже однозначно определились в пользу импорта. Причины заключаются в высоком качестве товаров, в широком ассортименте продукции, в следовании модным тенденциям, в известности и «раскрученности» торговых марок. Ежегодно рыночная доля зарубежных производителей на российском рынке увеличивается на 4—5 % [5].

Причинами активного интереса зарубежных производителей одежды к российскому рынку являются, прежде всего, увеличение покупательской способности населения, высокие показатели розничной активности, подготовка России к вступлению в ВТО [3].

Около 85% одежды среднего и верхнего ценовых сегментов поставляется в Россию из стран Евросоюза: Италии, Великобритании, Германии, Франции. В нижнем ценовом сегменте по-прежнему наиболее крупными импортерами являются Китай, Турция и Польша (рис. 2).

Рис. 2. Распределение импортируемой

и российской одежды, орриентируемой

на средний и верхний ценовые сегменты

Китайскому импорту одежды следует уделять особое внимание при изучении тенденций развития рынка одежды, поскольку Китай является реальным соперником не только для российских, но и для большинства европейских производителей одежды. На данный момент в Китае существует свыше 110 тысяч крупных швейных предприятий, а доля экспорта в производстве одежды составляет около 50 %.

Причинами столь интенсивного развития швейной индустрии в Китае являются, прежде всего, низкая себестоимость рабочей силы, собственное производство хлопка — основного материала для изготовления одежды, а также значительная поддержка государства, заключающаяся в кредитовании приобретения оборудования и материалов. Многие известные европейские, американские и даже российские предприятия швейной промышленности переносят свое производство в Китай, что значительно снижает себестоимость их продукции, и непосредственно влияет на увеличение оборотов китайской швейной промышленности. Столь активный перенос производства в азиатские страны объясняется тем, что он позволяет компаниям соблюсти три условия, необходимых для работы на рынке (особенно на его среднем и массовом сегменте): масштабность коллекции, высокую мобильность производства, которая необходима для моментального внедрения часто сменяемых модных трендов, и низкие издержки [2].

Если раньше китайские производители продавали, как правило, продукцию низкого качества, ориентированную на сегмент с низким уровнем дохода, то сегодня они стали активнее осваивать среднеценовой сегмент, предлагая достаточно качественные вещи по более низким ценам в сравнении с ценами российских и европейских производителей для данной целевой аудитории.

Из Китая в Россию ежегодно поступает продукция легкой промышленности на 10 млрд $, 7,5 млрд $ из которых приходится на нелегальный импорт, что также не может не повлиять на уровень конкуренции на российском рынке швейных изделий [5].

За последнее время особенно ощутимо усиление конкуренции между западными и российскими производителями. Специалистами отмечается активизация российских производителей, начавших осваивать средний ценовой сегмент, ранее занятый импортной продукцией. По оценкам специалистов, сегодня российские марки занимают немногим более трети рынка готовой одежды. Ряд отечественных участников рынка стали выпускать продукцию, вполне сопоставимую по качеству и требованиям моды с зарубежными марками, активно используя при этом западные маркетинговые стратегии продвижения. Об укреплении позиций российских компаний может свидетельствовать тот факт, что некоторые из них отказались от распространенной стратегии маркировки своей продукции под брендом с иностранным названием и отдали предпочтение торговым маркам, имеющим российскую историю, например «Большевичка» [3].

Что касается предпочтений покупателей по торговым точкам, то самым главным форматом на российском рынке одежды остаются вещевые рынки. По-прежнему существует большое число приверженцев такой формы торговли, у которых уже нет былого ценового преимущества. Покупатели посещают эти места скорее «по привычке», имея стереотипное мышление о том, что «рынки — это дешево, а магазины — всегда дорого». Тем не менее, у большинства потребителей, лояльных к рынкам, сложилось негативное отношение к магазинам из-за качественного обслуживания: такие покупатели не привыкли к постоянному присутствию «надоедливых» консультантов, следящих за каждым их движением. Но, по мнению экспертов, в ближайшие годы доля открытых рынков будет постепенно сокращаться, а часть цивилизованной розницы — расти. По данным ИК «Финнам», сейчас в России действует более 3 тыс. вещевых и смешанных рынков с совокупным оборотом около 12 млрд $. При этом, количество рынков сокращается примерно на 5 % в год, а совокупный оборот падает на 15 %. Этому также будет способствовать рост доходов населения и увеличение спроса на одежду среднеценового сегмента. Исследования последних лет показали, что в Москве доля потенциальных покупателей, приобретающих одежду на открытых рынках, снизилась до 15 %. В регионах этот процент пока все еще высок, но также отмечается тенденция к его снижению [5].

В то же время отмечается активное развитие региональных рынков. На рынке одежды многие компании, ранее занимавшиеся исключительно оптовой торговлей и дистрибуцией, активно открывают монобрендовые фирменные магазины, в столицах — собственные, в большей степени для рекламы бизнес-концепций, в регионах — на условиях франчайзинга. В последнее время рост рынка одежды в столицах замедлился, динамику в целом определяют регионы. Иностранные марки одежды, основными потребителями которых до сих пор были москвичи и петербуржцы, начали продвигаться в российские регионы [3]. Прежде всего это обусловлено увеличением числа приверженцев конкретных брендов, стремлением людей выделиться, создать свой собственный имидж, показать свою принадлежность к определенному слою общества. Однозначно можно сказать, что сегодняшний рынок модной одежды можно охарактеризовать понятием не рынка конкуренции товаров, а рынка конкуренции брендов.

Еще одной мировой тенденцией, которая постепенно приходит и в Россию, стало так называемое направление fast fashion (быстрая мода). Эта модель бизнеса нацелена на быстрый оборот - выпуск одежды небольшими партиями и сокращение продаж со скидкой. Сегодня ежегодный рост этого направления в среднем составляет 15—17 %. В России же fast fashion пока в зачаточном состоянии. То, какими темпами он начнет развиваться, особенно станет важным после 2008 г., когда ЕС полностью отменит квоты на импорт одежды и обуви из Китая. Еврокомиссия уже предлагает создание свободной торговой зоны для одежды и обуви из 41 государства, в которую войдут не только 25 стран ЕС, но и такие государства как Турция, Тунис, Ливан, Украина, а также Россия.

Сегодня все ритейлеры одежды считают, что в продажах выигрывает концепция «магазин как бренд». Однако и сейчас, и в ближайшем будущем для того, чтобы производителю активно вести продажи, становится мало создать и продвинуть бренд, нужно создавать собственную разветвленную сеть магазинов, где будет продаваться только одежда определенной марки [4].

Что касается производства одежды, то в настоящее время в России существует около 900 крупных швейных предприятий, выпускающих 74 % всех швейных изделий, остальные 26 % объема производят малые предприятия, число которых ежегодно увеличивается [1].

По мнению руководителя фабрики «Ви-Арт-Орел», в швейной промышленности малый бизнес обладает большей мобильностью и гибкостью в сравнении с «неповоротливыми гигантами советской текстильной и швейной промышленности». Небольшому предприятию всегда легче подстроиться под требования рынка, но для этого необходимо очень хорошо чувствовать то, что требуется массовому потребителю и четко выделять сегмент рынка, на который будет работать предприятие [5].

Несмотря на многие преимущества, малый бизнес в швейной промышленности также страдает от укрепления позиций на российском рынке зарубежных производителей одежды, спрос на продукцию которых постоянно увеличивается.

Усиление активности на российском рынке одежды иностранных игроков, экспансия западных сетей в регионы заставляют российских производителей предпринимать контрмеры. В частности, появляются предложения консолидации российских участников рынка готовой одежды. Возможно создание некоммерческой структуры, предназначенной для решения общих для отрасли задач: координации и лоббирования в государственных органах необходимых поправок в законодательстве, а также для коллегиального управления и решения ряда проблем, касающихся политики импорта/экспорта, ценообразования, налогообложения, конкуренции и ряда вопросов по стратегии развития отечественных марок.

Все более актуальной проблемой для российских производителей одежды становится выбор правильного направления развития и определение оптимальной маркетинговой стратегии предприятия. Стратегии, нацеленные только на совершенствование производства, больше не являются эффективными. Еще недавно главным конкурентным преимуществом лидеров отечественной швейной промышленности являлось удачное соотношение цены и качества — цена была существенно ниже, чем у европейских швейных компаний, а качество выгодно отличало российскую одежду от азиатской продукции. Но сегодня удачное соотношение «цена — качество» больше не обеспечивает успеха. Покупатель готов покупать не только хорошее качество по приемлемой цене. Сегодня ему необходимо купить товар, который бы логично вписывался в социальную систему покупателя. Одежда должна иметь соответствующий статусный уровень, должна формировать образ, который близок покупателю. Это достигается при помощи активного продвижения марки.

Российские компании, за редким исключением, очень ограничены в средствах на рекламу и маркетинг, что ставит их в неравное положение с иностранными игроками. Данное утверждение справедливо для массового и среднего сегментов рынка. Сегодня выигрывает тот, кто поставляет новые коллекции в розницу максимально быстро. Российским производителям сложно в этой сфере конкурировать с иностранными участниками, у которых от момента создания эскиза до промышленной партии проходит всего 2—3 недели. Однако желание адаптироваться на рынке постепенно приводит к изменениям в стратегическом планировании российских компаний [3].

Таким образом, анализируя сложившуюся ситуацию на российском рынке одежды, можно выделить следующие основные тенденции:

- увеличение среднеценового сегмента российского рынка одежды;

- стремительное развити региональных рынков одежды, на которое оперативно реагируют в первую очередь зарубежные производители одежды;

- снижение популярности вещевых рынков и появление нового сегмента покупателей, «уходящих» с рынков и открывающих для себя магазины доступной одежды;

- прогноз роста ориентированности потребителей на брендовую одежду;

- влияние нового направления одежды для российского рынка — fast fashion;

- ежегодное увеличение числа малых предприятий, производящих одежду, как свидетельства успеха данной формы ведения швейного бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Жуков Ю.В. Итоги работы легкой промышленности в первом полугодии 2007 года / Ю. В. Жуков // Швейная промышленность. — 2007. — № 5.
  2. Асадчая Т. С надеждой об одежде / Т. Асадчая // Эксперт Сибирь. — 2004. — № 14.
  3. Морева А.Л. Современные тенденции развития российского рынка одежды / А. Л. Морева // Рынок легкой промышленности. — 2007. — № 49.
  4. Официальный сайт рекламно-издательской корпорации «Атлант Медиа» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.atlant.ru.
  5. Электронный Легпром : бизнес-портал легкой, текстильной и модной индустрии, отраслевая справочно-поисковая система [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.elegprom.ru.

V.V. Bobrusheva, S.V. Solovyeva

ANALYSIS OF TENDENCY OF RUSSIAN CLOTHES MARKET DEVELOPMENT

h.120-bal.ru


Добавить комментарий Отменить ответ