Первый модный журнал в России. Модные журналы россии


Женские журналы мод в России: e_shevardina

Российская журналистка в сфере моды, несмотря на некоторую схожесть с западной, прошла свой собственный путь, такой же неровный, а подчас и тернистый, как и сама российская история.

В России первые журналы «для дам» появились более 200 лет назад, а не в 1990-е, как многие думают.В 1779 г. вышел в свет первый журнал о моде – «Модное ежемесячное издание», который знакомил читателей с последними новостями французской моды. Напомню, что в эти же годы модные журналы активно развивались по всей Европе.

Авторы журнала давали своим нарядам завлекательные названия. Чего только стоят шляпы «рог изобилия» и «чепец победы» или платья «расцветающая приятность» и «прелестная простота»!Через двенадцать лет на смену этому журналу пришел новый, носящий громоздкое название «Магазин английских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно, представленных гравированными рисунками с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы». Правда, обещанных рисунков в нем было не так уж много: печатать гравюры было дорого и сложно, поэтому журнал рассказывал о последних модах на словах, апеллируя к фантазии читательниц. Конечно, моды приходили из Европы с опозданием, что, естественно, вызывало нарекания дам. В одном из номеров издатели успокоили читательниц так: «Мы приняли нужные меры получать материалы через почту из Парижа гораздо скорее, не позже, как через полтора месяца после их появления на горизонте тамошних щеголей и щеголих».

В начале 19 века новости моды можно было узнать в «Модном журнале», выходившем ежемесячно, а также в наиболее популярном журнале того времени «Московский Телеграф», издаваемом Николаем Полевым. В журнале печатались цветные эскизы модных французских платьев и велась постоянная рубрика «модные обычаи», в которой короткими фразами сообщалось, что в моду вошло и что из моды вышло. В номере за 1825 г. можно, к примеру, прочесть следующее: «Вальсы в упадке», «Зеленые очки вышли из моды... щеголи носят ныне синие», «Теперь в моде не красить волосы, а хвастать сединами» и т.д.                                                                           Журнал «Московский Телеграф», благодаря харизме своего создателя и привлечению лучших литераторов того времени (Вяземский, Баратынский, Пушкин) пользовался поразительным  успехом, авторы не боялись критиковать и говорить наперекор общепринятой линии. За что журнал поплатился закрытием в 1834 гг., просуществовав, таким образом, всего 9 лет.

Но по-настоящему модная журналистика расцвела только во второй половине 19 века, после александровских реформ. 1870-е гг. ознаменовались настоящим фейерверком модных изданий: в журнале для семейного чтения «Нива» стали появляться разнообразные выкройки (для России это была новинка). Появляются многочисленные женские литературные журналы, в которых вопросам моды отводится не последнее место: «Журнал для милых» (1804 г.), «Кабинет Аспазии» (1815 г.), «Женский Вестник», «Дамский журнал» (1823 г.) и другие.                                                                              Примерно в это же время начали выходить первые профессиональные модные издания – «Вестник моды для модисток» и «Вестник моды для портных», публикующие точные иллюстрации последних парижских фасонов с выкройками и подробным описанием фактуры тканей и аксессуаров.Российские женские журналы, по примеру парижских, активно поддерживали образ «современной» (эмансипированной) женщины, способной активно учиться и употреблять полученные знания в практической деятельности. Многие видные женщины того времени сами открывали собственные журналы. Журнал «Лучи» (1855 г.) принадлежал А.О. Ишимовой, «Модный магазин» возглавляла Софья Мей. Небезызвестная Адель Гоппе – завсегдатай модных светских салонов – редактировала журналы «Модный свет и модный магазин» и «Новый русский базар», а после смерти мужа открыла собственные журналы «Модистка» и «Парижская мода».

Как не удивительно это покажется, но в тех же женских журналах публицисты критиковали дам за желание читать о «парижских модах»:"… русская земля положительно наводняется журналами мод во всевозможных форматах, с различными направлениями и всевозможными приманками для доверчивой публики … кому нужны все эти журналы, кто их выписывает, неужели же наше общество не интересуется другими более серьезными вопросами, за исключением мод, и не превратится ли в скором времени вся наша журналистика в одни только журналы мод?" - проявлял беспокойство "Женский вестник".

В конце 19 – начале 20 вв. в России издавалось достаточно большое количество модных журналов различных направлений: «Новости мод и рукоделий» «Новейшие моды», «Парижские моды», «Новости моды», «Последние моды» и другие, которые пользовались переменным успехом у публики.

На общем фоне российской периодики моды достаточно заметно выделялся журнал красивой жизни «Столица и усадьба» (1913–1917 гг.), издаваемый и редактируемый известным промышленником и меценатом Владимиром Крымовым. Журнал был своеобразным камертоном русского аристократического образа жизни и трактовал понятие моды в том смысле, который передается английским «vogue» – «журнал о красивой жизни», как отмечалось в программной статье, посвященный «светской жизни наших столиц, спорту, охоте, коллекционерству, и, особенно, жизни русской усадьбы в ее прошлом и настоящем».В журнале, к примеру, было написано, что отставание от моды на несколько лет «является одним из важнейших требований к представителям высшего общества; ультрамодное платье даме-аристократке можно надеть только на костюмированный бал, а умопомрачительные «багдадские» туалеты в стиле Бакста и Пуарэ прилично носить лишь богатым купчихам».

Это богато иллюстрированное периодическое издание печаталось с особой роскошью: в большом формате на лучшей мелованной бумаге и уделяло много страниц повседневной светской хронике (сам Крымов вел посвященную сплетням рубрику «Экзотические разговоры») и фотографиям великосветских дам.  

В журнале участвовали лучшие петербургские фотографы (А. Н. Павлович, Я. В. Штейнберг), в  1915 г. в нем впервые в России был напечатан цветной фотопортрет.Жизнь журнала закончилась с падением Российской империи в 1917 году. Находившийся во время революционных событий в Японии Крымов, не знавший еще о прекращении выхода журнала, тщетно просил редакцию «тянуть до последнего»: «Такие ценности, как „Столица и усадьба“, не уничтожаются… История и искусство будут существовать при любом строе»...Надо сказать, что журнал «Столицы и усадьбы» высоко ценится как культурный артефакт. В 2008 году в Санкт-Петербурге предпринято воспроизведение полного комплекта журнала, все 90 номеров «Столицы и усадьбы» переплетены в семь томов, подобрана специальная бумага, приближенная к оригиналу, иллюстрации переданы с максимально приближенными к оригиналу цветами.

После 1917 г. рынок журналистики моды претерпел некоторые изменения. Советская идеология стала проникать и в сферу моды, которая, как оказалось, тоже сильно политизирована.

8 марта 1914 года по инициативе В.И.Ленина начинает издаваться первый советский журнал для женщин «Работница». Этот общественно-политический и литературно-художественный ежемесячник выходит в Петербурге тиражом 12 тыс. экз. «Работница» - первый большевистский массовый журнал, ставивший своей целью защиту интересов женского рабочего движения. Издание временно прекращает работу из-за полицейских преследований. И вновь появляется в 1917 году  как еженедельный журнал ЦК РСДРП (б). В период Гражданской войны журнал вновь перестает выходить и возобновляется в январе 1923 года.

  

А в 1922 году появляется второй знаменитый советский журнал - «Крестьянка». Он основан Отделом по работе среди женщин ЦК РКП (б). Были и другие заметные издания, век которых, увы, был недолог, например, «Работница и крестьянка» (1932-1941), «Женский журнал» (1926-1930) и т.д. В этих изданиях печатались статьи на «женские темы», журналы воспитывали женщин, небрежно относящихся к своей внешности и здоровью.

   

В женских журналах появляются публикации на темы гигиены и косметики, а также быта и снабжения, здесь же помещаются рецепты, советы хозяйкам, реклама, мода, выкройки женской и детской одежды - обычно, это вкладыш с одной выкройкой, к которой прилагается ее подробное описание. Журнальная реклама чаще всего  размещалась на внутренней стороне обложки и представляла собой маленькие «окошечки» с различной информацией. В основном рекламировали услуги сберкасс, книги и журналы, каталоги выкроек, косметические и гигиенические средства.

В 1923 году вышел советский журнал мод «Ателье», задуманный как альтернатива журналам мод парижского направления. Выпускало его Ателье Мод при объединении Москвошвея. Главной целью издания объявлялось «стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно». Вошедшие в первый номер журнала «Ателье» эссе Кузмина, Евреинова или Шагинян не походили на обычные статьи в дамских журналах про модные цвета и ширину юбок. Мода и театр, мода и революция, мода и танцы — таковы были темы, рассчитанные скорее на артистическую публику, чем на домохозяек и служащих. Эскизы Экстер и Мухиной, фотографии с моделей Ламановой предлагали моду элегантную и эстетскую: эффектные вечерние туалеты, нередко требовавшие веера, платья и костюмы, в острых силуэтах и пряных цветовых сочетаниях которых угадывался еще никому не ведомый стиль ар-деко.                                                                               Грандиозность замысла журнала определяется одним только перечнем звездных имен, давших свое согласие на сотрудничество. Среди знаменитостей: Ю.П. Анненков, Б.М. Кустодиев, А.А. Ахматова, К.С. Петров-Водкин, В.И. Мухина, А.Я. Головин, К.А. Сомов, И.Э. Грабарь и другие.Известно, что к оформлению журнала привлекалась Надежда Ламанова. Хотя имя модельера не упоминается на страницах журнала, но ее неповторимый авторский стиль угадывается в манере «импровизировать на модели», «лепить форму». Возможно, «уход в тень» Ламановой связан с тем, что она в том же 1923 году открыла в Москве свое ателье и автоматически оказалась в лагере нэпманов.

Для «Ателье» известный скульптор Вера Мухина создала эскиз своего знаменитого платья-бутона. Платье это было названо в журнале  «эстрадным»: пышная белая юбка напоминала лепестки цветка, изящный силуэт дополнялся широкополой красной шляпой и тростью.                                                                               Идея издания своего собственного журнала материально стала возможной после успешного участия Ателье Мод в Первой Всероссийской художественно-промышленной выставке 1923 года.Коллекция 1922–1923 годов, несмотря на трудности экономического порядка, была выполнена из самых дорогих тканей. Объясняется это тем, что руководители швейной промышленности Москвы предоставили Ателье Мод не только кредит на приобретение оборудования, но и передали склады с конфискованными материалами, владельцы которых бежали за границу. Драгоценные шелка, бархат, парча, меха были слегка подпорченными и подмокшими от долгого лежания в сырых подвалах, но это не помешало воплощению творческих замыслов.

Эстетическая программа всего предприятия была заявлена в журнале с обескураживающей прямотой, что  вызвало раздражение. Кроме того, журнал вышел тиражом 2000 экземпляров и имел огромный успех у соскучившейся по художественно красиво оформленным журналам публике. Вскоре в журнале «Швейник» появилась маленькая заметка «Как не стоит художничать», в которой вся деятельность «Ателье» подверглась самой суровой критике.В результате первый номер журнала оказался и последним, а сделанная специально для «Ателье» серия рисунков Кустодиева так и не была опубликована.К слову, недолго продержался и первый советский модный дом  (Ателье Мод), рухнувший в 1925 году. Был назначен новый директор, сокращен штат, и знаменитое московское «Ателье мод» превратилось в обычную номенклатурную модную мастерскую, обшивавшую партийных жен.

В начале 1920-х годов выходят и другие журналы, которые привлекали к разработками моделей одежды известных живописцев и графиков, среди них известны «4 сезона», «Альбом мод».                                                                            Между тем идея модного журнала с участием художников, равно как и привлечения живописцев к разработке моделей одежды, еще некоторое время сохраняла свою привлекательность. Многочисленные издания, появившиеся в эпоху НЭПа, призывали мастеров кисти и пера высказываться по тем или иным вопросам, связанным с костюмом, и нередко заказывали модные картинки известным иллюстраторам, плакатистам и театральным художникам. Первый номер журнала «Искусство одеваться», вышедший в 1928 году в качестве приложения к журналу «Красная панорама», открывала статья Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?», в которой вновь, в который уже раз, к разработке новых видов одежды призывались художники. «Искусство одеваться является жизненной необходимостью. Советские художники должны этому помочь…» — вторил ему Головин. Вовлеченные в дискуссию простые граждане тоже высказывали свои соображения. «Нашим пролетарским художникам при помощи масс нужно заняться созданием новых мод, «своих», а не «парижских». В этом им помогут партийные и комсомольские собрания», — утверждал москвич товарищ  Юханов в своем письме в «Комсомольскую правду».Сам же журнал «Искусство одеваться» был прекрасно оформлен и посвящен не только моде, имел целый ряд интересных рубрик: «Парижские письма» — (сообщения корреспондента из Парижа о тенденциях моды), «Курьезы мод», «Прошлое костюма». Был в журнале раздел «Полезные советы», где можно было узнать: «Как чистить лайковые перчатки», «Как стирать тонкие кружева», «Как обновить черные кружева и вуали» и т.д.,  кроме того, в нем печатались статьи ведущих модельеров, врачей-гигиенистов, реклама товаров.

В том же 1928 году, появляется «Домашняя портниха» - традиционный журнал мод (большой формат, рисунки, в том числе и цветные, моделей одежды и пояснения к ним, советы портнихам и выкройки в качестве приложения).  Журнал практически целиком состоят из моделей модной одежды, обуви, аксессуаров. В основном это были рисунки, но встречались и фотографии. Текста было мало, лишь описание моделей и советы портнихам. Журнал издавали на качественной бумаге большого формата, с цветной полиграфией и с приложением выкроек.

В конце 1920-х гг. издаются журналы «Новости моды», «Моды сезона», которые пользовались успехом в первую очередь у жителей столиц.После 1929 года все эти журналы больше не выходили. Они и другие журналы мод («Модный журнал», «Моды сезона», «Модный мир», «Моды», «Модели сезона» и пр.) были закрыты за «безыдейность»!Однако «Работница» и «Крестьянка» продолжали выходить, в отсутствии конкурентов на рынке женских журналов их тиражи только росли.

«Работница» размещает у себя научные публикации о вреде ношения каблуков для хрупкого женского организма, приводит рекомендации для женщин, поднимающих тяжести, определяет стиль одежды советской женщины:«Женщинам, которым приходится делать сравнительно тяжелую физическую работу (подымание, переноска тяжестей и т.д.) рекомендуем туго подвязывать живот, носить брюшной бандаж. Мы много раз писали о вреде высоких каблуков. Напомним, что ношение высоких каблуков придает всему телу женщины неестественное положение, таз излишне наклоняется и крестец глубоко вдавливается. Внутренности вследствие этого сильно напирают на брюшные стенки и растягивают их, в результате образуется отвислый живот. Благодаря высоким каблукам получается неестественная установка и коленных суставов, что вызывает сильные боли в ногах, также они причина «подвертывания» ноги и очень болезненного растяжения связок в голеностопном сочленении.Пора закончить с высоким каблуком и заменить его гигиеничным низким, широким «английским» каблуком».

В 1945 г. вышел в свет журнал «Советская женщина», в которых публикуются советские новинки моды в духе художественных композиций Ламановой и Экстер.В журнале "Советская женщина" в 1947-м году было опубликовано письмо с большим количеством подписей под названием "Дадим отпор западным модам", в котором объяснялось, насколько неидейно, ненужно и вредно советской женщине копировать западные образцы.

В том же 1945 году Министерство легкой промышленности приступает к изданию сезонного «Журнал мод» с кратким описанием фасонов, фактуры тканей, аксессуаров, с выкройками, вкладками, фотоиллюстрациями, отображающими последние веяния советской моды. Многие десятилетия он был главным источником информации о моде в нашей стране. В начале 1980 х гг. журнал приобрел статус журнала для семейного чтения, то есть фактически перестал быть специализированным.продолжение тут.

e-shevardina.livejournal.com

Первый модный журнал в России • Arzamas

Пунцовый с белым в Париже, платья в перьях в Берлине, мопсы в Гамбурге и букли в Санкт-Петербурге

Подготовила Нина Назарова

Первое в России издание со словом «модный» в названии появилось в 1779 году: «Модное ежемесячное издание, или Библиотеку для дамского туалета» недолго издавал известный сатирик Николай Иванович Новиков. Впрочем, собственно о моде речь в журнале не шла — там печатались литературные произведения. Первым изданием, сообщавшим именно о модных тенденциях — что носят и на каких экипажах ездят в европейских столицах — стал журнал с длинным названием «Магазин аглинских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюминованными рисунками; с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы; приятных анекдотов и пр.». Издателем журнала был Василий Иванович Окороков, выпускник Московского университета и владелец университетской и сенатской типографий. Выходил журнал с апреля по декабрь 1791 года и писали его анонимные авторы почти исключительно о моде и нравах в Европе — Берлине, Париже, Лондоне, Гамбурге, Варшаве.

Берлин

Об утреннем туалете

«Утренний наш туалет требует (ежели мы хотим быть модницами) непременно белого платья; до покроя дела никакого нет, и часто увидишь те же самые платья на утренней прогулке, которые накануне того дня замечаемы были на бале. Напротив же того, увидишь также по утру много дам и в тафтяных платьях всяких цветов, убранных в перья, цветы и ленты столь прекрасно, что и нехотя посмотришь на часы и подумаешь, что они отстают, показывая времени только 12 часов».

О нарядах и чинах

«Приезжают в званый дом в шесть часов, играют в карты до 20 и ужинают до полуночи. Но ежели при таких случаях одеваются получше, то по крайней мере моды и роскошь не всегда при туалете имеют председательство, но чаще всего отношения, кокетство, принятое обыкновение и пристойность. Например, ежели хозяин чином выше противу своего гостя, то сей последний и жена его одеваются весьма рачительно и прекрасно, иногда же весьма старомодно и без вкусу, но всегда нарядно. Ежели же гость чиновнее хозяина, то считают уже и то за великое, что сделали ему честь своим приездом, и в наряде видна небрежность и простота. Мужчина приезжает в таком случае без шпаги, а дама надевает простую шляпку и оставляет дома бриллианты и пышные уборы».

О хорошем вкусе

«Употребленное некстати обезображивает и самую отличную красоту, как мы видим то действительно на здешней актрисе г-же Бараниус. Великая ли ей в том польза, когда большие ее голубые глаза, словом, все прекрасное личико должно отыскивать под убором? Напротив того, другая здешняя актриса, г-жа Унцельманн, отличается хорошим своим вкусом в уборах и в образе употребления оных, и ей известно, что белое простое платье производит часто величайшее действие».

О дурном вкусе

«Недавно была я на бале с одною иностранкою… Ради бога, говорила она мне, как одеваются ваши дамы! <…> Там посмотрите на дородную девицу: на ней черное платье, черная шляпа, черные перья и даже черной платок на шее, и ко всему тому черному — большой пунцовой букет, подобно как бы воздушное какое явление в ночное время. А вот еще маленькая блондина; в таком многочисленном обществе одета в неглиже и притом в черном! Почти все в черном платье или по крайней мере в черных приборах, и из бала делают вид похорон? А эта пожилая дама в кисейном платье с розовым кушаком, алою ленточкою на шее и двумя розанами в волосах, она, конечно, помышляла о Вертеровой Шарлотте и в таком размышлении позабыла о своих летах. Неподалеку от нее стоит высокая женщина в старомодной рубашечке (Fichu a la chemise), которая оставляет на свободе спину и плечи, и так всякой, увидя дурную ее талию, ничем не закрытую, не может не смеяться».

О том, как прослыть франтом

«Модной берлинец другого класса, то есть желающий прослыть шалуном, милым мущиною и настоящим франтом, посещает только те места, куда женщины собираются, говорит с ними о модах и ведет себя, правда часто только в своем воображении, по моде».

Об устаревших модах

«Французской купец кладет спокойно свои новейшие моды, которые в Париже отчасти и совсем не были ношены, в один ящик с теми, коих там носить уже не хотят, назначает все то для северных обитателей Европы, величая нас по милости своей les Barbares du Nord, и отправляет на ярмарку во Франкфурте при Майне и в Лейпциг, на что потребно немало времени. Оттуда привозят их наши купцы, через два уже месяца по прибытии их в помянутые города, наконец, в Берлин. Французское досужество посылает к нам такие моды, которые во Франции устарели; немецкая флегма, или хладнокровие, доставляет нам оные уже и после того через несколько месяцев, и мы сердимся, ежели какой-нибудь проезжающий иностранец, взглянув на нас, сочтет себя быть между вандалами, поелику он, продолжая путешествие свое натурально скорее, нежели ярмарочные товары, видит нас одетых по-дедовски. Лейпцигских и франкфуртских ярмарок бывает только по две в год, и носить одну моду целые полгода наскучит и самым постоянным берлинским жительницам. И так, когда лейпцигская мода станет у нас уже старовата, то мы смотрим, например, пристально на всех проезжающих через наш город чужестранных дам, и ежели есть на них что-нибудь новенькое, то перенимаем у них, каково бы то ни было, лишь бы только в глаза бросалось. Ежели иностранка имеет вкус и моды ее новы и прекрасны, то щеголеватая венская или страсбургская жительница вскоре после появления оных может смело быть в модных кругах, не опасаясь получить спазмы; ежели же они дурны и обезображивающие, то и наши щеголихи представляют дурной из себя вид до тех пор, пока которая-нибудь из здешних модопродавиц не изобретет опять чего-нибудь нового или, лучше сказать, не составит чего из существующих уже мод».

О театральных костюмах

«Здешний оперный театр (не говоря уже о том, что он большую часть года бывает обыкновенно затворен) имеет обыкновение одевать всех своих ироев и ироинь одинаковым образом. Индейцы, немцы, римляне и греки — все носят такой мундир, который им дает театральный портной, ибо ему удается соединить все сии разные костюмы в одно нечто целое, которое и для всего ему годится».

Гамбург

О маленьких собачках

«Нельзя оставить также без замечания, что мопсы принадлежат также к новейшим модным статьям щеголеватых наших дам. Несколько собак сего пришедшего уже в забвение рода выписали недавно сюда из Берлина, где уповательно мода на них опять возобновилась, и прислали их с нарочным с немалыми издержками; но после оказалось, что вместо мопсов присланы щенята от больших дворовых собак, кои годятся больше на цепь, нежели лежать на шелковых софах. Не успело сие смешное приключение позабавить весь город, как тотчас один купец публиковал в «Ведомостях», что у него продаются настоящие молодые мопсы, которые чаятельно тотчас у него и скуплены».

Париж

О новых тенденциях

«1) Пунцовый цвет (Nakora, ou Coquelicot), соединенный с белым, есть господствующий модный цвет во всем том, что относится до так называемого малого убора и обшивания или выкладки платья, а посему на волосах, на чепцах и на шляпах ничего более не увидишь, как гранатовые цветы, пунцовые ленты, шляпки, пояса и пр., пунцовые с белым широкополосные материи, кушаки, чепцы, перья и пр.

2) Фламандские шляпки с высокими, несколько остроконечными тульями составляют также всеобщую моду; большей частью носят их или белые с пунцовым, или совсем пунцовые с серебряным шнурком и белыми перьями».

О театральных постановках

«Балет открывает Зефир, который играет, прыгает и машет золотыми своими крылышками, ожидая Купидона на берегу моря. Вдруг является Купидон в печальном и прискорбном виде и открывает другу своему (Зефиру) мучения сердца своего; он сам себя ранил и влюбился в принцессу Псишу, которая хотя и смертная, но столь прекрасная, что сама Венера завидует красоте ее. <…> Сверх прекрасного представления, блистательному успеху сего балета способствуют весьма много прекрасные декорации и удивительное действие машин. Ад никогда на театре не был представляем со всеми ужасами, как при сем случае, и мучения Псиши действовали на зрителей столь правде подобно, что в ту самую минуту, когда фурии повергают ее в пламенную пропасть, многие от страха громко кричали. Действие машин в той сцене, в которой Псиша уносится Зефиром, столь прекрасна и достойна удивления, что думаешь видеть обоих их летящих по воздуху столь же легко, как бы то были две бабочки. Машинист г. Буле вызываем бывает публикой при всяком представлении сего балета и вместе с г. Гарделем получает от нее громкие рукоплескания».

О кинжалах и пистолетах

«Кто бы мог подумать, что наши веселые и всегда поющие парижские жители дойдут до того, чтобы иметь при себе вместе со скляночками, наполненными благовонными водами и спиртами, с золотым сувениром, с бумажником, с фальшивыми часами и пр. еще итальянский кинжал и пару карманных пистолетов и почитать то нужною галантерейную вещью? Однако ж это есть новейшая мода, как сие заключить можно по происшествию 28 февраля в королевских комнатах в Тюилерийском дворце, где таковым господчикам опорожнили все карманы и наполнили сими галантереями несколько коробов. Чаятельно, мода сия продлится недолго и кинжалы наших франтов преобратятся опять в шляпные булавки для дам и тому подобные мелочи».

Варшава

О том, сколько раз прилично носить одно и то же платье

«Все, что ни выдумают и станут носить в Париже нового, появляется и здесь в прекраснейших магазинах варшавских модопродавиц, и роскошь знатных польских госпож простирается столько далеко, что они во многих вещах превосходят и парижских щеголих. <…> Я видел у одной здешней модопродавицы множество прекраснейших караков и к ним юбок из итальянского флеру с рисованными цветами, ценою от 12 до 18 червонцев, и ни одна знатная дама не надевает, да и не может надевать такое платье более двух или трех раз, даже и в самых драгоценнейших парадных платьях обычай большого света запрещает здесь являться в публику более двух или трех раз».

Об экипажах

«В рассуждении экипажей господствует здесь больше роскоши, нежели в другом каком большом городе, и после Парижа и Лондона Варшава есть в том, конечно, первая. Здесь не ездят в четыре или в шесть лошадей так, как в Петербурге, но всегда парою, исключая разве когда едут за город. Лошади, которые большею частью наиотборнейшие, имеют на себе прекрасный прибор. <…> Здешние дамы почитают за бесчестие и в самую прекраснейшую погоду ходить пешком в гости, хотя бы то было и за несколько шагов от своего дому».

О социальной несправедливости

«А именно здесь больше, нежели в другом каком месте, видна перемежка между роскошью и расточением знатных особ, великолепными их домами, сластолюбивыми столами, гордыми экипажами и шумными веселиями, — и крайнею нищетою толь многих бедных людей и даже полумертвых увечных, которые большую часть улиц в городе и дворов господских превращают в сущие в лазареты под открытым небом…

Сердце чужестранца, хотя несколько чувствительного и которое еще не ожесточилось от такого виду, восстает против сего бесчеловечия; ни у одной просвещенной нации в свете не найдешь такого зрелища, которое и самым диким ирокезам послужило бы в бесчестие; до двух тысяч голодных, увечных и умирающих нищих лежат по всем улицам и перекресткам, и один страшный взор их виду вынуждает уже сострадание к ним, прежде нежели успеют вымолвить слово о подаянии им милостыни».

Санкт-Петербург 

О мужских прическах и чулках

«Прическа головы обыкновенная есть: в три букли на стороне, одна возле другой, и широкий алавержет  Алавержет, или вержет, — от фр. à la vergette, прическа с хохолком на лбу.. <…> На сих днях появились здесь шелковые половинчатые чулки наподобие сапожков, до половины икры темного цвету, а от икры до колена белые».

Наставление красавицам

Красавицы, не тщитесь За модой вслед бежать, Искусством не учитесь Натуру украшать.

Поверьте, и без шляпок, Без тафт и без парчей, Без лент, цветов и касок, Без толстых обручей

Она в простом наряде Умеет дух пленять, В приятном, скромном взгляде Всю прелесть сохранять *.

* Сии стишки сообщены издателям магазина от некоторой почтенной особы.  

arzamas.academy

Вестники моды. История модных журналов, издаваемых в России

Журналы XVIII - XIX вв.Журналы 1901-1917 гг.Журналы 1920-1941 гг.Журналы 1945-2003 гг.Каталог выставки

Модный светВ Главном здании РНБ в зале Корфа в рамках 23-ей недели моды «Дефиле на Неве» в апреле работала необычная выставка «Вестники моды», охватывающая почти 250-летнюю историю изданий о моде, которые выходили в России.

История модных журналов в Европе начинается ещё в XVII веке, но в России они появляются лишь с момента разрешения деятельности частных издателей, в конце XVIII века.

В 1779 году в Москве выходит журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Впервые в русском названии журнала мы встречаем слово «модный». Картинки мод с весьма забавными подписями на русском языке — «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы», «Раскрытые прелести», — выходят в виде приложения и подвергаются издателем легкому осмеянию французского оригинала — нарядов французских модниц того времени. Тем не менее, эти странички считаются образцом русской модной иллюстрации.

Женщин из аристократических семейств весьма порадовало появление в 1827 году «Дамского журнала». Публикации новинок парижской моды, размещение первых цветных иллюстраций — вот, что нужно было светским львицам. «Листок для светских людей», выходящий в Санкт-Петербурге, в 1843 году писал: «Наш листок выписывал картинки прямо из Парижа, картинки большого формата, исполненные с совершенством, отпечатанные на лучшей атласистой бумаге — одним словом, достойные быть вставленными в рамку, под стекло».

В конце 50-х годов XIX века появляются более тридцати изданий, посвященных дамской тематике: «Меркурий мод», «Вестник парижской моды», «Московский телеграф» с публикациями приложений о модных новинках из Парижа и др. Эти журналы могут смело считаться прародителями современных журналов для женщин. В них наряду с воспитательными и образовательными темами, всё большее место отводится курсам женского рукоделия с рисунками в тексте, раскрашенными узорами в приложении и выкройками. Различные возрастные категории могли найти интересующие их инструкции по шитью и вышивке. Особо любимыми за крупные листы цветных картинок с выкройками и вышивками был журнал «Сандрильона» и «Дамский альбом рукодельных работ».

На рубеже XIX и XX веков, благодаря шагнувшим вперед полиграфическим технологиям, было создано множество новых журналов мод, в которых использовались фотографии и высококачественные репродукции. Наиболее известными в то время стали журналы «Дамский мир», «Домашняя портниха», «Модный свет», «Модный магазин», модные приложения к журналам «Новь» и «Нива».

Моды. ТканиОшибочно считать, что в России в советское время моды не было. Существовали ателье и Дома мод, специализированная литература и журналы. Только и в этой сфере чувствовалась авторитарность управления, модельеры обезличивались. Массовое производство одежды определило характер изданий 30-х годов («Альбом моделей одежды швейной промышленности РСФСР»), а железный занавес, опустившийся в конце десятилетия, перекрыл свежий ветер из Европы.

В 1944 году правительство поручило открывшемуся Московскому дому моделей разработать новые модели одежды для послевоенного времени. И вновь авторитарность власти ощущается в самом названии: «Альбом моделей верхнего платья, принятых на всесоюзном просмотре» (1945).

С оттепелью 60-х годов увеличилось число изданий, посвященных теме моды, шитья, рукоделия. Как и в XIX веке выходили приложения с выкройками и чертежами к женским журналам. В 70-е — 80-е годы появились самостоятельные издания ГУМа – «Модели ГУМа», — альбомы сезонной одежды. В последующие годы стала возможной интеграция европейских модных тенденций посредством западных журналов, издаваемых на русском языке («Бурда», «Харпер базаар», «Вог» и др.)

На выставке представлена ретроспектива изданий, которые выходили в царской России, СССР и РФ, и эти издания во все времена помогали миллионам людей освоиться с новой модой, потому что она существует не только для подиумов и фотосессий, а прежде всего для человека. Особенность экспозиции состоит в том, что она даёт возможность проследить не только развитие модных тенденций, но и изменения отношения к моде в периодических изданиях перечисленных эпох.

См. также Журналы мод в электронной библиотеке РНБЖенский придворный костюм во Франции XV - XVIII веков

Кураторы выставкиН. Малышева, Е. Пугина.

nlr.ru

Style & Fashion - Модные журналы в России

Мы всегда чуть отставали от Европы, но с блеском умели наверстывать. Так было и с модными журналами – их количеству и разнообразию могли позавидовать многие страны

В России первый модный журнал появился в 1779 году – «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Редактором этого журнала был Николай Новиков, и, как и европейские прототипы, издание пестрело яркими картинками с неменее яркими подписями, вроде «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы», «Раскрытые прелести» и т.п. Но помимо этого, издатель позаботился и о просвещении своих читательниц, на страницах ежемесячника печатались стихи, проза русских и иностранных авторов, анекдоты и, как и полагается, «светская хроника».

Этот журнал положил начало новой традиции, и к концу 1850 в Российской Империи издавалось более 30 женских изданий: «Меркурий мод», «Вестник парижской моды», «Московский телеграф», «Мир моды», «Сандрильона», «Дамский альбом рукодельных работ» и др. Эти издания были настоящей заменой средневековому «Домострою», ведь в них также печатались воспитательные статьи о правилах хорошего тона и этикета, рецепты и советы по ведению хозяйства, наряду с выкройками модных нарядов предлагались схемы и инструкции по рукоделию. Кстати, статьи о моде чаще всего были переводными.

На рубеже 19 – 20 вв. количество журналов только увеличивалось, хотя качественно они не менялись. Наиболее известными изданиями эпохи «серебряного века» можно назвать «Дамский мир», «Домашняя портниха», «Модный свет», «Модный магазин», модные приложения к журналам «Новь» и «Нива».

Важной вехой в истории русской модной журналистики, да и всей русской жизни явилась Октябрьская революция. После нее мода тоже стала идеологически ангажированной и появились правильные журналы «Работница» и «Крестьянка». Это не совсем тот формат, но статьи о косметике, гигиене и рукоделиях появлялись в них регулярно.

style-fashion.ru

какие журналы о моде и стиле читать

Какие журналы о моде читать: мнение стилиста-шопера

Среди множества глянцевых журналов о моде и стиле у меня есть свои любимчики, которые я покупаю каждый месяц.Речь идет о журналах, доступных в России, за границей я тоже частенько покупаю глянцевые журналы, особенно в Милане и Париже, но это обычно профессиональные каталоги новых коллекций. Признаюсь, времени на чтение не хватает, но моя работа просто обязывает быть в курсе того, что пишут в журналах. Иногда клиенты начинают встречу со слов, вроде: “а  вот помните в таком-то журнале была очаровательная фотосессия с таким-то платьем”. Хотя в моем случае журналы в плане моды и стиля- не единственный источник информации, но интересно сравнивать, например, новые коллекции, напечатанные на страницах журнала, с реальностью. Потрогать руками, примерить на клиента, посмотреть, как это все сидит и можно ли это все носить в реальной жизни. Иногда бывают очень противоречивые результаты.

И хотя в моей квартире журналами уже завалены все шкафы, углы и даже подоконники (страшно подумать, сколько тонн мукулатуры), я продолжаю их покупать. Не могу отказать себе в удовольствии хотя бы мимоходом пролистать свежий глянцевый журнал, восприятие цвета на бумаге для меня интересней. Хотя кто-то предпочитает покупать электронные варианты для планшетников. Может это даже и лучше, деревьям точно ))).   

На первом месте журнал SNC( Style, News, Comments). После того, как главным редактором в журнале стала Ксения Собчак, журнал приобрел свое новое одновременно интеллектуальное и стильное лицо. Чувствуется, что она вкладывает в него много сил и времени. Его хочется листать, читать и большие и малые тексты, а фотки из инстаграммы там смотрятся особенно мило. Пусть он и не целиком посвящен моде, но он точно развивает вкус, а следовательно чувство стиля, что даже важнее изменчивой моды. Надеюсь, он не скатится в гламур или, наоборот, занудство.

Кстати, ждала новинку в России — журнал Numero, где главным редактором назначен Андрэ Леон Телли, много лет проработавший с Анной Винтур (редактор Vogue США). Не знаю, как другим, но мне он показался слишком артхаусным, напыщенным, площадкой для экспериментов. Мало текстов, много фотографий, в которых на целый разворот может быть модель не в фокусе или ее левая пятка или правая подмышка, сфотографированная на лету.  Конечно, такие журналы тоже должны быть, но для неподготовленного читателя такой формат, скорее всего, будет странным и  не понятным, и его будут обходить стороной.  

Журнал Vogue — не нуждается в представлении. Он самый известный и самый старый законодатель “трендсеттер” во всем мире. Если уж что-то попало на его страницы — значит, считай, добился признания. С Vogue  не поспоришь. Кстати, когда была последний раз в Париже, купила набор из ста открыток с лучшими обложками за 120 лет существования журнала. Можно и на стену повесить (см.фото), а можно кого-нибудь поздравить такой открыткой. Но с другой стороны- этот журнал слишком жестковат в том плане, что он навязывает, диктует тренды (каждый сезон — новые), неважно сколько это стоит и можно ли это носит вне подиума. Использовать те образы для жизни в качестве руководства к действию очень сложно, нужно иметь очень толстый кошелек и очень тонкую фигурку манекенщицы. Поэтому я иногда и забываю его купить.

обложки журнала Vogue за разные годыПриложение к журналу Cosmopolitan  Cosmopolitan-Shopping. Тут все просто — хотя  и актуально в основном для Москвы. Это профессиональное чтиво, которое вполне себе справляется со своей задачей. Если вы боитесь шопинга и не любите магазины (но носить-то все же что-то надо, то может быть этот журнал и будет вам такой шпаргалкой. Конечно, при условии, что вы “в тренде”, стандартного размера и с хорошим бюджетом. Его целевая аудитория — это женщины от 20 до 40.  Кстати, сам Cosmopolitan я уже давно перестала покупать, он мне разонравился, т.к. слишком много рекламы и слишком все гламурно, а о моде и стиле информации все меньше.

Журнал Collezioni — это уже более профессиональный рассказ о моде. Кроме “протокольных” отчетов с показов моды, часто встречаются интересные сеты по определенной тематике или к конкретному сезону. Их можно использовать в качестве подсказки, что с чем можно сочетать. Художественные фотосессии также сделаны на уровне, одним словом — для развития вкуса — самое то. Рекламы — терпимо, можно брать)).

Журнал In Style — там бывают интересные тематические номера, если честно, то  покупаю его от случая к случаю.  Наиболее приближенный к простым земным женщинам глянцевый журнал, который можно не только пролистать, но и почитать.

Ну и в заключение хочу напомнить, что больше всего на мировоззрение человека влияют пять человек, с которыми он чаще всего общается. Наверно, эта мысль верна и в отношении журналов…

P.S. Данная статья не является рекламой, как и все мои статьи на сайте! Все, что я пишу, это лишь моя точка зрения, даже если она кому-то не нравится.

Олеся Маранова 

mara-nova.ru


Смотрите также

Добавить комментарий Отменить ответ