Стихи без рифмы и ритма — это поэзия или баловство? Существуют ли негласные правила для такого жанра? Модное четверостишие без рифмы


Пирожковая поэзия или прикольные четверостишья

хочу любить и быть любимойсказал олег и замолчалмолчал в ответ военный доктормолчал военный комиссар

висит на сцене в первом акте бензопила ведро и ёж заинтригован станиславский боится выйти в туалет

олегу голос из розетки позволил убивать людей олег включает телевизор запоминает имена

олег ходил по всей квартире на кухню в душ и в коридор но николай поймал олега и приучил ходить в лоток

сходила лошадью оксана затем олег сходил слоном потом пришел гросмейстер крамник просил фигуры не глотать

ежа пугали голой жопой в лесу олег и николай еж напугался тут на жопу пришел позырить и медведь

ты мальчик уступил бы местоведь дед старик он воевалсадитесь дедушка садитесьдед улыбнулся данке шён

купил лекарство от поносавасилий и спешит домойбежит и сильно вдруг чихаети дальше медленно идёт

у игоря отец философон бьёт ремнём его за точто игорь мало рассуждаетне спорит и доволен всем

бывает думаешь что знаешьты человека двадцать летно вот приходишь к нему в гостии видишь ложечки свои

улыбка всё преображает вот николай хоть и в гробу а улыбается и ясно что всё у парня хорошо

не так уж много мне и надоготовь еду стирай бельёне отвлекай когда я заняти никогда не умирай

в метро входили пять олегова выходили ровно шестьпоследний видимо скопилсяза предыдущие года

есть старый мастер на заводеон делает все хорошоон даже в паспорте записанолег петрович за.бись

исус спросил у николаячего ты хочешь человекпроходит день неделя месяца николай всё говорит

любимый взял меня за локоть,подвёл к окну и показалвсё то чего я не увижувовеки, если не заткнусь.

семен успел на электричкуи там ему сломали нос,и он сидит понять не может:так он везучий или нет

мне страшно прыгать с парашютомсказал инструктору олегвсё хорошо, олег не бойсясегодня прыгнешь без него

катился колобок по лесупел песню он, закрыв глазаа как с открытыми катитьсякогда ты катишься лицом

убив жену, егор не знаеткуда теперь себя девать покурит включит телевизор кота погладит посвистит

ru-sfera.org

Ольга Арефьева: "ПИРОЖОК - это законченное четверостишие БЕЗ рифмы, БЕЗ больших букв БЕЗ знаков : yasko

препинания, четырехстопным ямбом, количество слогов в строках (9-8-9-8)." Подборки лучших пирожков, составляемые жж-юзером zhenshen, находятся по адресу http://pirozhki-best.livejournal.com/

А вот тут: http://sohas.nm.ru/interact.htm, если поправить кодировку, можно увидеть полные архивы пирожков за разные годы и лучшие по годам, с 2004 по 2009.

Ольга Арефьева

Сохас я позвоню тебе с дороги в свой колокольчик на ноге а ты ложись на землю ухом и слушай звук моих шагов

Дуремар катился колобок по лесу пел песню он закрыв глаза а как с открытыми катиться когда ты катишься лицомСохас а я однажды был на кубе сказал коллегам алексей фигня вот я была на шаре сказала дочка Пикассо

bucho весенний праздник харакири василий в среду посетил японцев насмотрелся вволю и сам попробовал чуть чуть

Сохас олег назвал оксану дурой и тут же это доказал посредством очень сложных формул но их она не поняла

Дуремар

как мудрый говорит дальтоник жизнь это радуги дуга всегда за черною и серой полоска белая идет. strrrangerrr глеб сообщил что он недавно старушке наколол дрова так ты тимуровец спросил я татуировщик говорит

Сохас сидели сфинктеры в пустыне и путников съедали всех и никаких причём загадок не задавали никому

sister_tabl

когда ты рухнул с небоскреба то напоследок представляй что стартовал в открытый космос и бац башкою в небосвод

ironichna_osoba мне говорили ленин умер мне говорили умер бог но я заплакал лишь услышав что дедмороза тоже нет

ironichna_osoba иван мечтал про красный галстук бульдога саблю барабан но он родился в девяностых где покемоны и бычьё

akiv_2 зачем нужны мне десять пальцев когда раскинуть негде их и даже одинокий средний слабо на людях показать

prosto_sanches

мой первый выезд за границу был полон чувства дежавю таким родным таким знакомым мне показался гондурас

Сохас

вы первый посетитель бога сказал архангел гавриил а как же остальные люди а остальные не пошли

Сохас казалось бы зачем нам деньги бродягам странникам волхвам но ими набиваешь обувь и ноги сразу в теплоте

Сохас а кто стучится к нам в ракету прижался николай к петру не знаю открывать не будем и вряд ли это человек

Сохас сидит лежачий полицейский на утренней планёрке он ждёт разнарядку от начальства куда ложиться и когда

дядюшКаа в кругу весёлых беззаботных и жызнерадостных людей пётр одинок к нему вернулась жена с собакой и детьми

zh олег писал что видел надпись в столовой для глухонемых большую надпись над столами когда я ем я как всегда

al cogol я иностранец из нью йорка и вот что я хочу спросить вот эта надпись на заборе как переводится она

philigon на свадьбе гости веселились, кричали горько пей до дна, и только диссидент Геннадий держал плакат долой режим

supposedly_me когда конец всему начнется и станут ангелы трубить и закричу я тоже дайте мне такую же трубуDjFedos василий просит сисадмина вводить помедленней пароль не закрывать руками клаву и головою монитор

Сохас я несмешной занудный клоун когда по сцене я скачу в своём жабо то в полном зале лишь редкий кашель в тишине

Сохас хочу любить и быть любимой сказал олег и замолчал молчал в ответ военный доктор молчал военный комиссар

Сохас сидели люди в интернете и вдруг один из них сказал пойду зайду проверю тело в реальный мир на пять минут

Сохас а здесь конец земного шара сказал туристам проводник и камень осторожно в космос носком ботинка подтолкнул

vera и я умру какое счастье и это будет навсегда и после этого плохого уже не будет ничего

Сохас я ухожу сказала ольга ты мрачный скушный человек а я сказал про свет в прихожей чтоб погасила за собой

Сохас а смерть нечаянно нагрянет когда её совсем не ждёшь и каждый вечер сразу станет вдруг удивительно плохой

Сохас геннадий розовую кофту хотел купить почти купил но посоветовался в цехе отговорили мужики

tequilaman гляжу в стиральную машину и замечаю как плывут страница с адресом прописки и восемь тысячных купюр

Сохас на именинах пили водку и танцевали на столе но тут пришли интеллигенты и книги в сумках принесли

Сохас живут как будто всё понятно едят работают молчат задумайтесь ведь не понятно на самом деле ничего

bucho исус спросил у николая чего ты хочешь человек проходит день неделя месяц а николай всё говорит

zajushka считает такты машинально в метро нетрезвый литаврист на сто двадцатом пересадка на двесьти пятом выходить

Сохас зашлась в оргазме пианистка в тумане ноты и рояль а ей играть ещё фермату пятнадцать тактов и финал

Сохас басисты оживлённо спорят а сколько существует нот один кричит их пять как пальцев другой четыре сколько струн

Сохас басист попал в четыре ноты а в две другие не попал но так как этого не понял то не расстроился совсем

Сохас я с корешами слушал шнитке до поздней ночи в гараже и руки от переживаний смотри трясутся до сих пор

vera присел в антракте за литаврой и обнаружил что не я один такой на свете умный чтоб за литаврами присесть

дядюшКаа я был последним идиотом я тридцать лет стоял в хвосте но постепенно продвигался теперь я первый идиот

Сохас по улицам московским едет всегоуборочный комбайн и там где он проехал сразу не остаётся ничего

succus когда снимаетесь на паспорт то помните скорей всего та фотография и будет у вас на мраморной плите

succus оксана думает что если все делать чуточку быстрей то перед смертью будет время поделать что нибудь еще

Сохас по математике геннадий вчера семёрку получил учитель видимо не очень сам в математике силён

Сохас колдун стоит на остановке и понимает если он закурит то придёт автобус а не закурит не придёт

vera нашол неверную дорогу ее в блокнот зарисовал чтоб в нужный час не ошибиться и указать ее врагам

bucho в маршрутку прыг а места нету зырк в кошелёк а он пустой на остановке раз и мимо в окошко глядь а там сентябрь

Сохас не обещайте деве юной любови вечной на земле а обещайте старой дяде на небе моментально смертьvera любила зоя гражданина который зою не любил отсюдова страниц пятнадцать удачных зоиных стихов

Сохас что там в москве спросила ольга а ничего сказал семён и показал пустую карту москвы без улиц и домов

оман давайте встретимся татьяна я буду в сереньких штанах они высокие и я их застегиваю на груди

Сохас побудь со мною перед смертью оксану просит алексей я не могу я записалась на шесть часов на маникюр

оман вот небо падает на город на транспорт на дома а я смотрю как люди это небо ногами втаптывают в грязь

vera пришол к нам врач безумеолог проверил всех нашол своих собрал их в комнате под лифтом оттуда пение и смех

yasko.livejournal.com

Почему в современной поэзии "стихи" без ритма, рифмы, с маленьких букв, и темы в основном чернушно-подростковые?

Человеку, который задаёт какой-то вопрос, не стоит брать незнакомые слова в кавычки. Если же он думает, что всё знает, то непонятно, зачем он тогда задаёт вопрос.

В современной поэзии стихи без рифмы потому, что в поэзии вообще стихи как правило без рифмы. Рифма была кратковременным увлечением европейской традиции, тогда как поэзия существует предположительно со времён верхнего палеолита, большая часть её нерифмована, и ей это совершенно не нужно. Есть сотни способов работать со звуком и ритмом — рифма только один из них. Она вышла вперёд под влиянием культурных давлений своего времени, и отошла в прошлое вместе с ними, уступив место гораздо более древней, живучей и любимой авторами тенденции уменьшать количество шаблонов и увеличивать количество авторских выборов.

Одним из этих выборов стало решение избавиться от заглавных букв — помимо очевидной стилистической функции, которую не современные авторы придумали, это очерчивает всё время присутствующий в литературе конфликт между языком как семиотической структурой и речью как прямым действием. Просто в речи нет заглавных букв, но есть паузы, а в языке есть заглавные буквы, но нет пауз. Стихи таким образом смешивают декларативную речевую сторону и текстовую языковую. Да и с разбивкой на строки изначальная функция заглавных букв — облегчать чтение сплошного текста — становится избыточной. Интересные вопросы о вселенной MARVEL Кто самый сильный герой комиксов Marvel?Почему в MARVEL люди ненавидят и боятся мутантов, но любят супергероев?Какие комиксы читают люди во вселенной Marvel?Узнать больше

Что же касается тем, то это уже к читателю: если нерифмованный стих, которым писали большую часть истории человечества, кажется вам чем-то сугубо современным, то можно предположить, что и ваше знание тем не является для этих стихов сколько-нибудь репрезентативным. Читайте дальше.

Ну и напоследок: вот вам нерифмованный, написанных без заглавных букв, подростково-чернушный Катулл первого века н.э. в переводе Нашего Всего:

Пьяной горечью ФалернаЧашу мне наполни, мальчик:Так Постумия велела,Председательница оргий.Ты же прочь, речная влага,И струей, вину враждебной,Строгих постников довольствуй:Чистый нам любезен Бахус.

thequestion.ru

как называются стихи без рифмы?

Любой школьник, успешно занимающийся на уроках литературы, знает, как называются стихи без рифмы. Чаще всего такие произведения называют белыми стихами, однако существуют и другие названия.Как называются стихи без рифмы

Как правильно создавать стихотворение?

Рифма - это основной признак поэтического текста. Однако вполне возможно создать стихи без рифмы. Это эксперимент, попытка отыскать новую форму. Следует отметить, что если автор выбирает нерифмованный тип стихосложения, то он должен следовать этому принципу неизменно. Если рифмованные строки будут чередоваться с нерифмованными, то получится каламбур, а не стих.

Типы стихотворений без рифмы

Как называются стихи без рифмы, но с четко обозначенным размером? Это белые стихи. В такой манере создал ряд своих произведений поэт середины XIX века - М. Кольцов. Яркий пример - "Песнь о Гайавате" Лонгфелоу. Размер белого стиха определяется как обычно. Ударные слоги чередуются с безударными в строгой последовательности. Чаще всего подобные стихи стилизуются либо под народные песни, либо под эпос. Именно это заменяет рифму и придает стиху некую изюминку.

Еще один пример - безрифменный стих. Примером его могут послужить древнегреческие поэмы и стихотворения (к примеру, Горация).

Но как называются стихи без рифмы, не имеющие особого ритма? Это верлибры (название происходит от французского слова и переводится как "свободный стих"). Они похожи на прозаический текст, поделенный на строки. Верлибр появился раньше силлабического и силлабо-тонического рифмованного стиха. Своего расцвета он достиг в литературе США. Написать верлибр оень тяжело. Красивыя рифма и ритм часто помогают скрыть какие-либо недочеты в содержании. В таком же стихе следует выверять каждую фразу и каждое слово. Только истинный гений способен на создание хорошего свободного стиха.

Стихотворения в прозе

Это особый тип нерифмованного стихотворения. Пожалуй, самый яркий пример подобных произведений - это стихотворения величашего мастера слова И.С. Тургенева. Стих без рифмы называетсяОн посвятил свои стихотврения в прозе многим темам: начиная от русского языка и заканчивая глубокими, философскими рассуждениями о смысле человеческой жизни и о смерти. В отличие от верлибра стихотворение в прозе не разделяется на строки. Оно пишется сплошным текстом. Однако с поэзией их роднят не рифмы и не особые приемы, а лирическое содержание. В подобных произведениях нет действия и повествования, сюжета и коллизии, поэтому нельзя их отнести к эпосу или драме.

Японский нерифмованный стих

Японский стих без рифмы называется хокку. Есть, однако, и другая разновидность - танка. Хокку состоит из 17 слогов, а танка - из 31. Чтобы составить хокку, следует знать особые правила стихосложения. Первая строка - 5 слогов, вторая - 7, а третья строка - снова 5 слогов. Стихи без рифмы этоТанка же состоит из 5 строк, в которых 5,7,5,7,7 слогов соответственно. Японская поэзия позволяет кратко, лаконично и предельно образно описать любой предмет. Умение писать хокку - это умение правильно подбирать слова, в ход идут только лучшие, самые емкие фразы. Конечно, хокку на русском языке не такие звучные, а переводы японской поэзии также теряют в смысле.

Итак, как называются стихи без рифмы? Это может быть белый стих, верлибр, стихотворение в прозе, японские хокку или танка.

fb.ru

Двустишие и четверостишие. Что такое стихотворный размер?

Лирика всегда была делом вкуса. Но основные принципы традиционного стихосложения представлены в виде четверостиший и двустиший. Их легко можно объединить в строфы больших стихов и создать множество разнообразных поэтических жанров. Что такое четверостишие и двустишие? Чем они отличаются и что с их помощью можно написать?

Двустишие

Прежде чем приступить к изучению того, что такое четверостишие, нужно предварительно исследовать двустишие. Ведь любое четверостишие состоит из двух двустиший. Можно сказать, что двустишие – это визитная карточка любой поэзии. Как и любые строки, двустишия могут быть нерифмованными, но чаще всего автор пытается соблюдать классику жанра и вводит рифму.

четверостишие это

Двустишия могут быть строфами больших стихотворений, а могут играть самостоятельную роль. В античности такие поэтические придания назывались дистихами. Этот жанр хорош для начинающего поэта. Во-первых, его можно быстро сочинить, во-вторых, на нем можно опробовать все возможные стихотворные размеры.

Двустишиям свойственно поражать воображение читателей неожиданными переходами. Так как строки всего две, нет ничего удивительного в том, что они могут вступать в естественное противодействие, создавать парадоксы и контраст. Чаще всего обе строки имеют одинаковый размер, но интереснее всего экспериментировать со схемой ударений и длиной строк.

Четверостишие

Итак, что такое четверостишие? Можно с уверенностью сказать, что это самая популярная форма строфы. Четверостишие – это вполне солидное и самостоятельное стихотворение.

Четверостишие отличается разнообразием рифмовок. Автор может рифмовать первую строку со второй, а третью - с четвертой. Это называется смежная рифма. Но это не два двустишия, а цельное произведение из четырех строк.

книга со стихами

Также первая строфа может рифмоваться с третьей, а вторая - с четвертой. Это будет перекрестная рифма. Еще автор может рифмовать первую строку с последней, вторую - с третьей. Это называется опоясывающей рифмой.

Это классические рифмы, которые применяются чаще всего. Хотя никто не говорит, что этому правилу обязательно нужно следовать. Автор с чистой совестью может зарифмовать только две или три строки, оставив остальные без рифмы. Также четверостишие может состоять из двух двустиший, между которыми есть отступ.

Восточная поэзия

Особое внимание стоит уделить японским четверостишиям. Такие четверостишия называются рубаи. Рифма здесь слегка своеобразная и ее можно записать таким образом - aaba или аааа. То есть в таком произведении рифмуется первая вторая и четвертая строка или же все строки объединены одной рифмой.

японские четверостишия

Для среднестатистического русского читателя такая рифма может быть сложной для восприятия, но в Японии для стихов важно не звучание, а способность возбудить воображение. Это одно из главных свойств японской лирики малых стихотворных форм.

Японские стихи могут стать мощными конденсаторами чувств и мысли, каждое такое произведение – это маленькая поэма, которая призывает читателя вдуматься в истинный смысл написанного.

Итак, что такое четверостишие? Это четыре строки, которые объединены общей темой, рифмой, ударением и смыслом.

fb.ru

Стихи без рифмы и ритма — это поэзия или баловство? Существуют ли негласные правила для такого жанра?

Негласное правило любой поэзии состоит в том, что от текста требуется быть хорошим.

Хороший текст состоит, в числе прочего, из нацеленности на смерть, напряжения, многослойной языковой игры, иронии, исторического контекста, теоретически невозможных авторских устремлений, условного шанса на диалог с читателем и чайной ложки надежды, дабы сделать всё это предприятие хоть как-то переносимым.

В коей формулировке должно стать очевидным, что ритм в тексте задаётся самим тем фактом, что текст раздроблен, а на рифмы в таком масштабе вообще насрать.

Именно поэтому Ветхозаветные псалмы, Басё в переводе, текст, найденный зашитым в куртку Паскаля со стороны сердца, бенгалийские гимны Тагора, славянские заговоры, карточки Рубинштейна, Тумас Транстрёмер, Блок, Целан, Элиот и Драгомощенко — это хорошая поэзия. Интересные вопросы о вселенной MARVEL Кто самый сильный герой комиксов Marvel?Почему в MARVEL люди ненавидят и боятся мутантов, но любят супергероев?Какие комиксы читают люди во вселенной Marvel?Узнать больше

А станковая стихирная силлаботоника — как бы не очень.

Поэзия — это не одна из корзин в системе видовой категоризации текстов по сумме их фенотипа. Поэзия — это то, что пишется как поэзия и читается как поэзия. А раздробить это определение дальше не представляется возможным в силу сугубо структуралистских ограничений, по сравнению с которыми такие вещи как ритм и рифма вообще не представляются чем-то хотя бы минимально осмысленным.

И в этом смысле, чтобы понять логику построения верлибра, достаточно просто его читать. Задавать вопросы об авторских выборах, и понимать, что их здесь намного больше, и они намного сложнее, чем любой готовый формалистский канон.

thequestion.ru

Стихотворения без рифмы.

 

Конечно, в русском стихосложении есть стихотворения без рифмы. Причём существует довольно много разновидностей нерифмованных стихотворений.

Первая разновидность — это белые стихи, стихи без рифм. В белых стихах обязан присутствовать размер. Классическими примерами белых стихов могут являться произведения А. Кольцова:

 

Сяду я за стол да подумаю:Как на свете жить одинокому?Нет у молодца молодой жены,Нет у молодца друга верного. (А. Кольцов)

 

Примеры белых стихов встречаются и у других поэтов-классиков, к примеру:

 

Во тьме ночной явилась буря;Сверкал на небе грозный луч;Гремели громы в чёрных тучах,И шумный дождь в лесу шумел... (Н. Карамзин)

 

Белым стихом написана знаменитая «Песня о Гайавате» Генри Лонгфелло. Технически белый стих весьма прост: достаточно соблюдать размер и следить за смыслом. Ввиду простоты технического исполнения белые стихи обязаны содержать в себе нечто такое, что «затмит» собой отсуствие рифмы. У Кольцова таким элементом является стилизация под народное творчество, мастерская, между прочим. У Лонгфелло, кстати, «Песнь о Гайавате» — тоже стилизация под эпос (собственно, это и есть эпос).

В современной поэзии белый стих встречается не очень часто:

 

А мы пойдем с тобою, погуляем по трамвайным рельсам,

Посидим на трубах y начала кольцевой дороги.

Hашим теплым ветpом бyдет чёpный дым с тpyбы завода,

Пyтеводною звездою бyдет желтая таpелка светофоpа… (Я.Дягилева)

Далёким предком белого стиха был так называемый безрифменный стих,к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода,когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха:

 

О том. что ждёт нас, брось размышления,Прими, как прибыль, день нам дарованныйСудьбой, и не чуждайся друг мой,Ни хороводов, ни ласк любовных. (Гораций)

 

Белые стихи, в отличие от безрифменных, — это сознательное отступление отсформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём. Отметим, что в безрифменном стихе размер также соблюдается.

Апогеем безрифменной поэзии (пусть я и отношусь к подобным вещам весьма холодно) являются верлибры (франц. vers libre — свободный стих). Верлибр не имеет ни рифмы, ни слога. По сути, это проза, разделенная на строки. Верлибры появились много раньше других видов стихотворений и развивались параллально с ними. Высокого уровня достигли верлибры в американской поэзии. Приведу несколько примеров из классических верлибров в русских переводах.

 

Я славлю и воспеваю себя,

И что я принимаю, то примете вы.

Ибо каждый атом, принадлежащий мне, принадлежит и вам.

Я, праздный бродяга, зову мою душу,

Я слоняюсь без всякого дела и, лениво нагнувшись,

Разглядываю летнюю травинку.

Мой язык, каждый атом моей крови созданы из этой почвы, из этого воздуха;

Рождённый здесь от родителей, рождённых здесь от родителей, тоже рождённых здесь,

Я теперь, тридцати семи лет, в полном здоровье, начинаю эту песню

И надеюсь не окончить до смерти.

Догматы и школы пускай подождут.

Пусть отступят немного назад, они хороши там, где есть, мы не забудем и их.

Я принимаю природу такою, какова она есть, я позволяю ей во всякое время, всегда

Говорить невозбранно с первобытною силою.

(У.Уитмен, перевод К.Чуковского)

Это первая глава знаменитой «Песни о себе», во многом положившей начало современному верлибру. Тем не менее, большая часть встреченных мной верлибров по своему содержанию не имеет связи с реальным миром и напоминает философию Шопенгауэра.

Вот другой пример:

 

И не думайте будто

искусство

вот этот актёр

говорящий

вон с тем

в глубине сцены.

Оно

третий

которого вы не видите

говорящий

вон с тем за кулисами

которого вы не слышите. (У. Лоуэнфелс, перевод В.Рогова)

 

Про верлибры могу сказать только одно: чтобы написать действительно хороший верлибр, нужно быть истинным гением. За красивыми рифмами и выдержанностью стиля можно скрыть любые смысловые огрехи, а вот при отсутствии средств технического украшения стихотворения очень непросто точно выдержать смысл и логику того, что читатель должен в стихотворении увидеть. Поэтому: не пишите верлибры! Это сложно и говорит чаще всего не о вашем высоком уровне, а о том, что вы просто не умеете работать с рифмой.

Близки к верлибрам так называемые стихотворения в прозе — небольшие эмоционально насыщенные лирические произведения в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты — мелодичность и напевность.

 

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(И. С. Тургенев)

 

Стихи в прозе, отмечу, порядком устарели. Многие литературоведы не относят подобные произведения к поэзии. В общем, я согласен с такой точкой зрения. Это, скорее, лиричная и красивая проза.

Другие типы нерифмованного стихотворения — это хокку,танкаи несколько других. Специфическая японская поэзия, честно говоря, совершенно не приспособлена и тем более не предназначена для перевода на русский и толкования. Во-первых, эти стихи отражают совершенно чуждую нам философию, во-вторых — в переводе теряется разница между этими типами, хотя в оригинале она есть. С моей точки зрения, писать хокку или танка на русском — просто глупость, примерно такая же, как если бы японец стал бы на японском писать рифмованные четверостишия о русской природе и берёзках. Специфика японской поэзии обоснована языком, в котором нет слогов долгих и кратких, ударных и неударных и, следовательно, нет стоп.

Хайку (хокку, хаи-каи) — жанр японской поэзии; нерифмованное трехстишие, произошедшее от танка и состоящее из 17 слогов (5+7+5). Зародились в 16 веке в период необычайного расцвета дзэн-буддизма, имевшего государственный статус. Писать истинные хайку мог только подготовленный мастер, прошедший долгий путь совершенствования и оттачивания литературного мастерства. Знание хайку и умение их сочинять со временем стали неотъемлемой частью воспитания японского воина-самурая, который должен был обладать невозмутимостью духа, отрешённостью и умением восхищаться красотой бренного мира. Классиками японской поэзии, создавшими непревзойдённые образцы хайку, были Басё (1644-1694) и Рансэцу (1654-1707).

 

На голой веткеВорон сидит одиноко.Осенний вечер. (Басё, перевод В.Марковой)

 

Танка (миика-ута) — это также жанр японской поэзии. Нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью.

 

На ночную лунуПодняла я свой взор и спросила:«Милый мойОтправляется в путь,О, когда же мы встретимся снова?» (Манъесю, перевод А.Глускиной)

 

К менее известным типам японского стихосложения относится ката-ута (схема 5+5+7), ута сендока (удвоенная ката-ута, 5+5+7 | | 5+5+7 с цезурой между ката-ута), буссоку-секитаи (форма, вытекшая из хокку, 5+7+5+7+7+7), ханка (стихотворение, написанное без соблюдения определенных законов слоговой строфики, но завершенное строфой танка ... 5+7+5+7+7), нага-ута(стихотворение, построенное на попарном чередовании пяти и семисложных стихов, законченное строфой ката-ута 5+7+5+7+5+7... 5+7+7). Особняком стоит нетвердая (бесконечная) форма има-ио-ута 7+5+7+5 | | 7+5+7+5 | | ... с большой цезурой после каждого 4-го стиха. Она противоречит общему закону японской строфики, требующему цифру 5 на первом месте. Форма привилась под китайским влиянием. В качестве примера приведу ката-ута:

 

Дом мой стая не дом.

Ах, я в нем, как гость... где ты?

Там, где смерть, иль там, где жизнь?

 

Верлибры, танка, хокку и тому подобные формы не имеют слога и размера, это поэзия сугубо иностранного происхождения. Корни белого же стихосложения исконно русские: так переложено со древнерусского на современный язык «Слово о полку Игореве». В оригинале оно было написано просто сплошным текстом, без абзацев и разделения на слова, только несколько буквиц выделяли части поэмы. Но читать его можно было довольно легко, делая ударения в правильных местах и разграничивая строки. Из классических белых стихов можно привести ещё «Песню о буревестнике» Горького.

В принципе, можно найти ещё не менее десятка разновидностей стихотворных форм, не обременённых рифмой (к примеру, древнеримская поэзия), но приводить я их здесь не буду, потому как целью данного трактата является обучение именно русскому стихосложению. В общем, рифма нужна!

Ну, на деле, можно использовать нерифмованные элементы. Например:

 

Официант, нам ананасов

На блюде тоненько порежьте,

Садитесь рядом, пейте, ешьте,

А здесь я рифмы не придумал… (А. Баль)

 

Это юмористическое стихотворение про бездарность некоторых поэтов. В качестве юмора и в тему отсутствие рифмы не только уместно, но даже смешно и необходимо.

Ещё отсутствие рифмы допустимо в некоторых песнях, когда мелодия выдержана таким образом, что «затемняет» неправильность построения поэтической строки. Например,

 

Маша

Подходит к краю крыши

И машет с крыши. Слышу:

«Good bye, my baby!»

И отрывает тело,

И расправляет крылья,

И улетает в небо. (А. Щербина)

 

Песня очень смешная, а характерная мелодия позволяет обойти как рифму, так и слог (хотя намётки и на то, и на то есть). Такой приём — сочетание нерифмованных и рифмованных строк — называется арифмией.

Очень своеобразную разновидность рифм, которые, тем не менее, нельзя отнести к полноценным, в 20-е годы вводит в обиход И. Рукавишников. Это так называемые полурифмы. Полурифмы основаны на созвучии окончаний строк, но они не являются полноценной рифмой, так как не подчиняются общим правилам рифмования, не соблюдают количество рифмующихся слогов, отличаются искусственной небрежностью. Примерами полурифмы могут служить следующие строки:

 

Лицо твое глазам моим приятно.

Я пояс твой рукой хочу обнять.

Гляди в меня, гляди в меня любовно.

И, может быть, войдет в меня любовь. (И. Рукавишников)

 

Змеей искания я уязвлен.

Я огорчу тебя, тебя, влюбленная.

Мне нужно в склеп поставить много урн.

И раню душу я изменой бурною. (И. Рукавишников)

 

Итак! Рифма или есть во всём стихотворении, или её нет вовсе.

Дата добавления: 2015-09-05; просмотров: 357 | Нарушение авторских прав

Введение. | Плохие рифмы | Глаголы. | Существительные. | Прилагательные. | Прилагательное — предлог, частица, союз. | Одинаковые части речи. | Имена собственные. | Иностранные слова. | Составные рифмы, как вершина поэзии. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.063 сек.)

mybiblioteka.su


Добавить комментарий Отменить ответ