Быть грамотным — модно. Модно быть грамотным сайт


Модно быть грамотным! | Фонд "Родное слово"

МБОУ Новоказанская ООШ 8 сентября мы в своей школе провели урок грамотности. Школа малокомплектная, потому и детей, принявших участие, немного. Задания были разной сложности, но детям они понравились. Учащиеся приняли решение, что на вызвавшие затруднения вопросы обязательно будут искать ответы, так как те вызвали большой интерес. Хотелось бы и в дальнейшем принимать участие в подобных мероприятиях!

СОШ №4 (Новосибирск) Школа – активный участник этого мероприятия: тестирование новосибирцев на станции метро «Площадь Ленина» проводят ученики и учителя. В течение дня ребята предлагали прохожим пройти тест на грамотность, а учителя в свою очередь отвечали на вопросы участников акции.Самым интересным было наблюдать со стороны. Чтобы проверить свою грамотность, к столам подходили новосибирцы разных возрастов, иногда на «подольше» задерживались младшие, а иногда и старшие. Конечно, чаще всего «пройти дома» тест брали те, кто постарше. Так сказать, «на всю семью и еще соседке на всякий случай».По словам волонтера Дарьи, ее удивило, что подростки брали тесты и садились за столы, ведь «обычно ровесникам не очень интересны какие-то интеллектуальные задания».

Березовская СОШ №12 Новосибирского района Быть грамотным – модно... В современном мире, стремительном, активном, насыщенном различными гаджетами, очень важно не потерять душу, человечность, нравственность. Поэтому важно хорошо знать свой родной язык, изучать и любить свою историю, литературу. Отрадно, что постепенно становится модным и престижным быть грамотным человеком. Об этом свидетельствует заинтересованность и активное участие многих взрослых и детей в Тотальном диктанте, в различных играх и конкурсах по русскому языку и литературе, в олимпиадах различного уровня.В этом году ученики и учителя нашей школы приняли участие в Международном дне грамотности: были проведены ознакомительные беседы, обучающие викторины, конкурс презентаций. В тестировании приняли участие ученики с 5 по 11 класс, а также педагоги различных специальностей. Младшие ребята выполняли задания не только индивидуально, но и коллективно, консультировались с учителями. Старшие школьники решили попробовать свои силы самостоятельно, без подсказок. После выполнения заданий ребята забрали тесты домой, чтобы решить их еще раз со своими домочадцами, а на следующий день все делились впечатлениями, результатами и новыми знаниями.

Центральная библиотечная система г. Искитима7 сентября на нашем сайте была создана рубрика «Акция: проверь свою грамотность», приглашение искитимцев к участию в мероприятиях 8 сентября было размещено также в соцсети «ВКонтакте», на сайтах городских газет.Проверить свою грамотность решились 69 искитимцев в возрасте от 14 до 60 лет, но только 37 полностью заполнили все поля заданий и отправили ответы. Из них лишь два человека справились со всеми заданиями, одну ошибку допустили семь человек.Вопросы теста по проверке грамотности рассчитаны на взрослое население, но и детская библиотека города внесла свой вклад в просвещение подрастающего поколения.Здесь провели урок грамотности «Грамоте учиться – всегда пригодится». Дети с интересом воспринимали рассказ о писателях, прославивших русский язык, участвовали в конкурсах «Загадочный диктант», «Знатоки ударений», «Фразеологический оборот».Дошкольники детского сада «Медвежонок» играли на тему «Добрые сказки Корнея Чуковского». Разделившись на две команды, дети с удовольствием участвовали в конкурсах «Доскажи словечко», «Корзинка с потерянными вещами», «Минутка бодрости с Айболитом». Команде, собравшей большее количество жетонов, вручили медали «Знаток сказок».

Балманская ООШ Куйбышевского района В начале дня с учащимися была проведена беседа о значении русского языка в жизни каждого человека. На народных музейных традициях приводились примеры самобытности языка балманских поселенцев, вспоминались слова устаревшие, редко используемые в обиходе.Провели экскурсию в краеведческий музей, в которой рассказывалось о старинных песнях, потешках, поговорках, закличках и другом фольклорном материале.Затем было проведено тестирование по проверке грамотности, в котором приняли участие 8 учителей и 6 учеников. Полностью выполнили задания без ошибок:- 1 задание – 71%- 2 задание – 21%- 3 задание – 79%- 4 задание – 100%- 5 задание – 14%- 6 задание – 79%- 7 задание – 57%- 8 задание – 65%

Библиотека им. В. М. Шукшина За неделю до запланированной акции работники библиотеки проводили работу по привлечению читателей и жителей микрорайона «Березовый» к участию в тестировании. Раздавали памятки, распространяли объявления. Провели обзор книжной выставки «Заряди мозги», содержащей словари, справочники, энциклопедии и литературу о В. И. Дале.8 сентября ученики СОШ №141 с готовностью откликнулись на приглашение пройти тестирование. После выполнения заданий правильные ответы выводились на экран. Многие забирали тесты домой. День прошел удачно, посетителям нравятся подобные акции, на следующий год будем участвовать обязательно».

Коротко

«Ко времени окончания мероприятия тестов уже не осталось: значит, востребовано это дело, друзья!»

«День грамотности заставляет нас задуматься, что и как мы говорим. Особенно это касается молодежи, которая общается исключительно смс-ками. Так мы скоро разучимся разговаривать друг с другом!»

«Мероприятие понравилось всем его участникам, так как и взрослые, и дети еще раз убедились в том, что «быть грамотным – престижно!»

«Получилось интересно, даже с азартом!»

Мироновская СОШ Баганского района

День грамотности в Тогучине

Централизованная библиотечная система города Искитима

Венгеровская МКОУ СОШ №2

По информации фонда «Родное слово»Иллюстрации участников акции

Подготовила Вера Владимирова

 

Источник http://www.edu54.ru/news/list/112102/

www.rodnoe-slovo.org

Быть грамотным - модно! » Информационный портал

"Тотальный диктант" — ежегодная добровольная образовательная акция в форме диктанта. Участвовать в проекте может любой желающий, независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов. Цель, как пишут организаторы на официальном сайте, "показать, что быть грамотным — важно для каждого человека; убедить, что заниматься русским языком нелегко, но увлекательно и полезно; объединить всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски". Текст Тотального диктанта каждый год специально для акции пишет известный писатель.

 

К участию в акции традиционно подключился Екатеринбург, проверять свою грамотность будут на 26 площадках уральской столицы. В Полевском не организовали площадки, поэтому полевчане смогут написать диктант в онлайн-режиме на официальном сайте или в Екатеринбурге.

 

Для участия в Тотальном диктанте необходимо пройти регистрацию на официальном сайте акции. Регистрация на участие в Тотальном диктанте – 2018 откроется только 4 апреля, зарегистрироваться раньше никак нельзя. Чтобы пройти регистрацию, вам нужно будет зайти на страницу вашего города, выбрать подходящую площадку, нажать кнопку "Зарегистрироваться", а дальше следовать инструкциям.

- В этом году участники Тотального диктанта будут писать текст фирменными ручками. Почта России разработала логистическую цепочку по их доставке даже в самые отдаленные уголки страны. Первые посылки пришли в Волгоградскую, Ивановскую и Нижегородскую области, — говорит руководитель проекта Ольга Ребковец.

 

На днях и в столицу Урала доставили ручки для Тотального диктанта, всего их 3200.

 

Тотальный диктант – это весело, интересно, это возможность убедиться, что не вас одного бросает в дрожь, когда вы видите "тУбАретка" или слышите "позвОнишь". Вы еще раз убедитесь в том, что быть грамотным – это не просто нормально, это нужно и важно для каждого современного человека.

 

Организатор акции – фонд "Тотальный диктант" г.Новосибирск.

xn--c1awg.xn--80aswg

БЫТЬ ГРАМОТНЫМ - МОДНО! - Сайт gazetavmeste!

БЫТЬ ТОТАЛЬНОМУ ДИКТАНТУ В КАРАСУКЕ!

ОТ ОРГАНИЗАТОРОВ

12 апреля более 350 городов по всему миру попробовали отодвинуть на второй план годовщину первого полета человека в космос, приняв участие в акции по проверке грамотности «Тотальный диктант». Не остался в стороне и наш город, присоединившийся к акции во второй раз.

Проверить свою грамотность отважились 73 человека, большинство из них - впервые. Участники – люди разных возрастов: от школьников-старшеклассников до пенсионеров.

Диктующие отмечают, что текст в этом году был легче, чем в прошлом. На одной из площадок Москвы в качестве диктующего выступил актёр, сыгравший главную роль в экранизации романа Иванова «Географ глобус пропил», Константин Хабенский.

Хочется поблагодарить тех, кто подготовил акцию и поучаствовал в ней. Выразить слова благодарности директору лицея, Сергею Александровичу, за поддержку и предоставление площадки для проведения. Спасибо тем, кто проверил все работы.

И уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Тотальный диктант-2015 обязательно пройдет в нашем городе! Присоединяйтесь!

Константин Савинов,

координатор Тотального диктанта в Карасуке

 Ксения Рухляда:

- В этом году я впервые была организатором тотального диктанта. Несмотря на некоторое волнение, всё прошло замечательно. Я люблю участвовать в подобных мероприятиях, интересен сам процесс организации и общение с людьми. Надеюсь, в следующем году будет больше людей и интереса и к нашему делу.

Дарья Пискунова:

- О, впечатлений достаточно, тем более учитывая тот факт, что участие в организации такого мероприятия мы принимали впервые. Я считаю подобные акции очень полезными, они объединяют людей.

Нарине Мирзоян:

- Тотальный диктант - это нечто необычное и очень правильное для меня! Почему правильное, потому что это реальный шанс проверить свои знания, свою грамотность, узнать действительно, насколько ты развит и образован. В этой акции я участвую уже второй раз, но уже в роли и организатора, и участника. Хочу сказать честно, быть организатором - круто! Это доставляет столько удовольствия! Что касается моих результатов, на этот раз они лучше. А главное, у меня впереди еще два года, чтобы добиться желаемого результата!

 

АКТУАЛЬНО В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ

Быть грамотным - актуально в любом возрасте. Под красным знаменем грамотности собрались люди разных социальных групп и интересов: и учителя, и ученики, и дамы почтенного возраста, и представители молодёжи – никто не остался безучастным. Приятно видеть, что люди осознают значимость единства языковой культуры. На нашей площадке собралось более 50 человек. В самом начале порадовало оригинальное видеообращение организаторов тотального диктанта. Затем, повторив некоторые правила русского языка, все приступили к главному - написанию диктанта. Все старались писать честно.

По окончании акции мы обратились к участникам с вопросом: что сподвигло их прийти писать тотальный диктант?

Валентина, 75 лет.

Дома об этом думала. Наверное, прежде всего любопытство. В детстве всегда хорошо писала диктанты. Стало интересно, не растеряла ли я знания.

Зоя Николаевна,65 лет.

Почему? Да просто проверить свои знания.

Фёдор,50 лет.

Подтвердить своё умение. Хотя нет, скорей убедиться в своей неграмотности.

Надежда, 52 года

Решила пойти, потому что в детстве мечтала стать учителем, но не получилось.

Ирина, 42 года

Я получила такой заряд позитива! Было похоже на флеш-моб, когда все собравшиеся охвачены единым порывом!

Дамир (14 лет), Антон (16 лет)

Пришел на, чтобы проверить свои знания.

Ангелина (13 лет), Алина (13 лет), Лада (14 лет)

Пришла на диктант, потому что просто захотела.

Впечатлениями поделились и те, кто посещал занятия «Русский по пятницам».

Алексей,31год

Писал я в первый раз. Пришёл, потому что мама попросила. В следующий раз обязательно пойду.

Татьяна,31 год

Я на диктанте растерялась - ожидала, что будет легче. Думала, что я более грамотная. Нужно учить русский язык.

 Опрос проводили Дарья Пискунова и Нарине Мирзоян

 

gazetavmeste.jimdo.com

Быть грамотным - модно!

Опубликовано: 12:53, 23 марта 2017 // Просмотров: 1382

8 апреля в Литве впервые состоится Тотальный диктант! Тотальный диктант – ежегодная образовательная акция, направленная на популяризацию грамотности и повышение интереса к русскому языку.

Суть акции – добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит в один день по всему миру (с поправкой на часовые пояса). Каждый желающий может прийти, написать диктант и проверить уровень своей грамотности.

Цель акции – показать, что быть грамотным – важно для каждого человека; убедить, что заниматься русским языком нелегко, но увлекательно и полезно; объединить всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски.

Первый Тотальный диктант состоялся в 2004 году. В 2016 году акция прошла в 732 городах, охватив 68 стран, ее участниками стали более 145 000 человек. Тотальный диктант – общественный проект, который реализуется силами активистов и волонтеров. Организатор акции – фонд «Тотальный диктант» (Новосибирск).

Текст Тотального диктанта каждый год специально для акции пишет известный писатель. Автором тотального диктанта 2017 года стал Леонид Юзефович.

В 2017 году Литва становится активным участником Тотального диктанта. В этом году Тотальный диктант пройдет в Вильнюсе (координатор – Светлана Маркова) и Висагинасе (координатор – Анастасия Кривошеина). Возможно, и в других городах с вашей помощью.

Совершенно очевидно, что Тотальный диктант нельзя организовать без ключевых составляющих: места, участников, филологов, рекламы.

Поэтому приглашаются к сотрудничеству:

1. Филологи

Основные задачи городской экспертной комиссии:

1) диктовка текста на площадках;

2) проверка работ;

3) проведение знакомства с работами и консультаций участников;

4) проведение курсов по подготовке к диктанту.

2. Представители СМИ (реклама в газете, на радио, ТВ, интервью с координаторами, объявление результатов, работа с соц.сетями и др.)

3. Администрация, учителя общеобразовательных школ (сообщение об акции в электронном дневнике, работа с учениками, родителями)

4. Участники Тотального диктанта, которые зарегистрируются на Тотальный диктант после 29 марта и придут на него 8 апреля.

5. Координаторы и их помощники

Основные задачи координатора:

1. Найти аудиторию с экраном, проектором и колонками.

2. Сформировать экспертную комиссию из числа филологов-преподавателей вузов или школ (диктовка текста, проверка работ, консультации после диктанта). Один филолог может проверить в среднем 30-50 работ.

3. Провести информационную кампанию (оповестить всех желающих принять участие в диктанте).

6. Спонсоры (ручки, сувениры участникам и др.)

7. Организации и люди, которые могут предоставить площадку (аудиторию, помещение или класс) для проведения Тотального диктанта.

Тотальный диктант – это общественный некоммерческий проект. Девиз Тотального диктанта: «Писать грамотно – это модно!»

Приглашаем к участию в нем!

Точное время и место проведения будет объявлено позже. Регистрация по интернету начнется с 29 марта.

Координатор Тотального диктанта в Вильнюсе Светлана Маркова, преподаватель Вильнюсского университета, директор Центра быстрого обучения (тел.: 867432510, эл. почта: [email protected])

Координатор Тотального диктанта в Висагинасе Анастасия Кривошеина (тел.: 861007333, эл. почта: [email protected])

Ссылка на основной сайт: http://totaldict.ru/about/ Cсылка на страницу сообщества в Литве: https://www.facebook.com/totalnyjdiktant/?fref=ts

Организаторы

ntts.lt

Быть грамотным – модно, быть грамотным – выгодно.

Каждый день настоящие мужчины ставят перед собой цели и идут к ним, совершенствуя себя в спорте, карьере, покорении новых вершин.

Настало время поговорить о самом сексуальном органе мужчины – его мозге и о том, как его тренировать.

Социальные исследования доказали, что женщины всего мира считают наличие интеллекта одним из самых важных качеств, которые должны присутствовать в мужчинах. И при прочих равных отдадут предпочтение более начитанному мужчине, независимо от того, ищет она долгосрочные отношения или свидание на одну ночь.

Современный мир ускорился до невероятных масштабов, но, к сожалению, и уровень необразованности человечества растет день ото дня. Не занимаясь самообразованием, мы множим общество с уровнем IQ ниже среднего в геометрической прогрессии. Даже в вопросе воспитания детей современным родителям намного проще подсунуть ребенку телефон или айпад, чтобы ребенок успокоился, чем прочитать ему книжку или построить поезд из конструктора.

Казалось, все должно быть наоборот: социальные сети и современные коммуникации призваны облегчить человеческий путь к знаниям. Но оставаться неграмотным – проще, ведь намного легче быть в тренде, если ты на хайпе. Мы живем в мире контрастов, где умение читать, считать и грамотно писать с каждым днем становится менее востребованным в общей массе. Слишком часто в обыденной жизни мы надеемся на подсказки компьютерных технологий. А в это же самое время, современные гении не на словах, а на деле создают технологии, которые помогли бы облегчить жизнь всему человечеству, но мы не хотим о них знать и подписываем свой Инстаграм на очередную красивую девочку или скандального блогера. И главная проблема, на мой субъективный взгляд, – в отсутствии желания развиваться. Вспомни, когда ты читал последний раз что-то больше постов в Facebook или статей в журнале как наш? А когда ты последний раз читал вслух? Мы находим массу подтверждений того, что во всех сферах жизни векторы развития определяют те, кто читает и пишет, ищет новые пути, опираясь на опыт человечества. А те, кто погружен в суету виртуального мира остаются на обочине. Надежда на компьютерные игры, как инструмент развития интеллекта или снятия стресса, сменяется разочарованием.

Успешные и прагматичные убедились в том, что традиционное чтение – это надежный пусть к успеху современного человека. Исследования ученых и практика успешных людей доказали, что чтение способно помочь нам в бизнесе и карьере, в отношениях с окружающими, сохранении здоровья и стрессовой устойчивости. С точки зрения эволюции, умение читать – явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга «в форме». Хочешь дожить до момента заселения Марса, читай по несколько книг в неделю.

Психологи «по полочкам» разложили все аспекты пользы чтения. Попробуем перечислить некоторые.

  1. Чтение развивает интеллект, улучшает память, расширяет кругозор и словарный запас. Человек, который много читает и предпочитает серьезную литературу, больше думает, анализирует прочитанное, учится делать выводы.
  2. Чтение позволяет повысить уровень внимания и концентрации. Читая роман или стихотворение, мы погружаемся в текст, концентрируем внимание на сюжете, героях, деталях – отличная тренировка для мозга. Мы учимся думать о главном, не отвлекаясь на посторонние предметы, мысли и дела. Именно поэтому чтение позволяет укрепить память, развить логическое мышление.
  3. Чтение способно сохранить нам молодость и здоровье. Давно доказано, что молодость тела зависит от молодости мозга. Специалисты считают, что регулярное чтение книг стимулирует работу головного мозга и позволяет предотвратить развитие такого серьезного заболевания, как болезнь Альцгеймера.
  4. Стресс стал «бичем» современного человека. В реальной жизни у каждого из нас – масса причин и поводов для стресса. Чтение позволит не только отвлечься, снять усталость и напряжение, но и найти неожиданное решение. Ведь книги и чтение в своем бесконечном разнообразии развивают наши креативные, творческие способности. А привычка читать перед сном может сослужить хорошую службу тем, кто страдает бессонницей.

Особо хочется отметить неоцененную пользу чтения вслух. Чтение вслух мы осваиваем с первых лет школьной жизни, но не всем удается сохранить этот навык в жизни. Тебе доводилось видеть, как успешный человек вдруг предстает не в самом лучшем виде, когда публично читает незнакомый текст. Порой приходится жалеть беднягу, ведь он уже утратил такой простой, но очень важный навык.

Современные психологи уверены, чтение – основной процесс, способствующий формированию личности на всех этапах. Когда маленький ребенок слышит голос читающего ему вслух родителя, то в зрелом возрасте он преодолевает различные кризисы и растет духовно. Трудно переоценить важность чтения для формирующейся личности. Читая книги, человек не только серьезно улучшает память, мышление и развивают другие когнитивные процессы, мы учимся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и т. д. Человеческий мозг непременно должен все время работать. Лучшей пищей для него является новая информация. Во время прочтения любого художественного произведения мы себе представляем героев, пейзажи, интерьер и другие детали. Для лучшего восприятия сюжета все картинки складываются в одну общую.

С точки зрения эволюции, умение читать – явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга «в форме». К чему мы клоним? Если ты хочешь быть современным, успешным человеком, который не только стильно одевается, но и грамотно думает и говорит, то тебе срочно нужно задуматься почему ты до сих пор не знаком с творчеством Джона Фаулза или Чарльза Буковски.

Понравилась статья?

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Без спама и не чаще двух раз в неделю

menshealth.kz

Быть грамотным — модно. » Русский Мир

Барнаул, как и вся Россия, готовится к «Тотальному диктанту»: в классическом университете стартуют занятия «Русский по средам», открытые для всех желающих. Накануне общероссийского экзамена на любовь к языку «Русская планета» встретилась с Еленой Лукашевич, доктором филологических наук, заведующей кафедрой теории и практики журналистики факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии Алтайского государственного университета.

— Елена Васильевна, вы четыре года возглавляли в Барнауле филологическую комиссию «Тотального диктанта». Почему вам было это интересно? Хотели измерить грамотность жителей нашего города?

— Нет. Более значимым было желание объединить людей, которые вдруг захотели участвовать в проекте, связанном с русским языком. Неважно, пишут они диктант или делают что-то другое. Они начинают думать о том, что в русском языке есть вещи, о которых они забыли со времен средней школы, а теперь снова прикасаются к ним.

Честно говоря, за последнее время я не помню других проектов, где люди бы добровольно объединялись на основе желания знать русский язык. И мне даже не нравится формулировка «желание знать» — люди приходили к нам на «Русский по средам» не только, чтобы повторить правила, которые помогут хорошо написать диктант; они чувствовали себя среди единомышленников, и мы обсуждали вопросы, связанные с культурой, образованием, будущим России.

— Правда, что люди в современной России знают русский язык гораздо хуже, чем граждане СССР, или это миф?

— Никто этого не измерял. Сейчас единственный инструмент измерения — сдача ЕГЭ. А насколько можно ему доверять в плане обоснованности оценки? Школьников по определенной программе готовят к выполнению неких минимальных заданий, ежегодно выводят средний балл, но на повседневной практической грамотности среднего россиянина это мало отражается. Споры о том, какие знания, умения, навыки проверяют на ЕГЭ, не стихают до сих пор. Поэтому я вообще далека от мысли, что, когда мы готовим людей к выпуску из школы и поступлению в вуз, мы делаем их намного грамотнее.

Грамотность — это все-таки сознательность и преднамеренность, постоянная работа над собой. Человек понимает, что надо писать и говорить так, как требуют правила, потому что писать неправильно — нехорошо, неприлично. Или как на тотальном диктанте: «Быть грамотным — модно». Пусть каждый сам выберет мотив.

Мне кажется, российскому обществу важно осознать, зачем вообще измерять уровень грамотности. Что от нее зависит? Как говорил мой преподаватель в институте, профессия филолога ни хлеба, ни молока стране не прибавляет, но именно она развивает любовь к слову, книге, желание знать свой язык лучше, мыслить. Поэтому мне кажется, что на вопрос: «Надо ли быть грамотным», — просто нет ответа. Все декларативно говорят, что грамотными быть надо, но когда требуется предпринять какие-то шаги и что-то изменить, то многие не понимают, что.

Служебные документы грешат ошибками даже на самом высоком государственном уровне. А все эти скандалы с проектами изменений в русском языке! Помните, ЛДПР предложила проект закона о русском языке для трудовых мигрантов. В результате получился документ с огромным количеством ошибок, причем создавали его люди с высшим образованием, кто-то из них был даже с ученой степенью.

— Возможно, повседневная грамотность необходима для самоуважения. Мне кажется, она придает человеку вес в глазах других.

— Когда я была студенткой филологического факультета, было просто неприлично, если ты не прочитал новый роман, который только что опубликовали в толстом журнале. Мы передавали друг другу журналы и читали ночами, чтобы быть в курсе. Почему-то это ушло на периферию, не исчезло совсем, но перестало быть важной частью нашей жизни.

Сегодня нужно учить не только языковой, но и этико-речевой, коммуникативной грамотности: умению вступать в контакт, поддерживать разговор, слушать, стимулировать другого к высказыванию собственного мнения.

Мы знаем четыре основных вида речевой деятельности: говорение — слушание — чтение — письмо. Сегодня человек должен учиться не только говорить, но и слушать другого. Учим ли мы слушать? Мы учим писать, а как только доходим до чтения, то сталкиваемся с тем, что большая часть студентов и школьников не понимают прочитанного. И вообще, судя по тому, что происходит в нашем обществе, все хотят писать и говорить; мало кому интересно читать и слушать.

— Елена Васильевна, но при всем этом у многих людей появилось неистовое желание защищать русский язык. Мне кажется, это сравнительно новое явление. Не было же до перестройки граммар-наци, никто не бился за род слова кофе, как за последний бастион цивилизации…

— Вам кажется, что не бились? Нет-нет, бились, да еще как. СМИ было намного меньше, и выйти в эфир, напечататься, если ты не подготовлен, было просто невозможно. Жесткость в соблюдении норм, кодифицированность русского языка не обсуждались, и если кто-то вдруг не знал, что кофе не «оно вкусное», — все знали цену такому человеку. Если ты будешь неправильно говорить с экрана, тебя уберут мгновенно, иначе это будет удар по репутации программы. В отличие от имиджа репутация зарабатывается делами.

— Часто кажется, что люди спорят из-за слов, в которые вкладывают какое-то собственное значение. Почему так?

– Этот принцип «свой — чужой» лежит не только в основе отношения к людям, но и в отношении к словам. А когда ты слышишь какое-то слово и не до конца знаешь его значение, догадываешься, но не уверен, что правильно употребляешь это слово, — нужна привычка обращения к словарю.

Помните реакцию на употребление слова «дауншифтер» Германом Грефом по поводу того, что Россия избрала особый путь? Вот она, проблема грамотности и понимания: люди грамотные текст прочитали, но в контексте о России уловили только слово «проигрывать». Не уловили, что дауншифтер — это тот, кто сознательно выбирает свои ценности и тем самым уходит от общего движения в свою колею, в свою сторону. Почему мы обиделись на дауншифтера, хотя настаиваем, что у России особый путь, и мы сами знаем, куда нам идти? Мне кажется, когда люди начинают спорить о словах, они просто забывают о личностных смыслах, стоящих практически за каждым словом, связанных с жизненным опытом, интеллектом, культурой человека, забывают о том, что надо учиться понимать друг друга и договариваться.

Доктор филологических наук Елена Лукашевич. Фото из соцсети

— Что вы думаете о проблеме заимствований из других языков?

— Нет такой проблемы, по большому счету. Язык — это мощная самоорганизующаяся система. Чем больше в ней элементов, тем больше возможностей.

В эпоху Петра I в русский язык хлынул огромный поток заимствований, за небольшой срок — более 5 тыс. слов. Осталось немного: кто-то говорит, что 2 тыс. 500, кто-то — что меньше, но остались только те слова, без которых невозможно представить себе русскую культуру. Основной мотив заимствований хорошо обозначил А.С. Пушкин: «Но панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет».

Разумная языковая политика необходима, но она не может быть только запретительной. Я сторонник тех лингвистов, которые осознают ограниченность своего влияния на языковую способность носителя языка, иначе бы уже все говорили, как мы хотим.

Язык фиксирует действительность через сознание человека. Соответственно, слова, которые мы используем, — это отражение нашего обыденного сознания, того, как человек думает, как живет.

И.А. Стернин еще в 2003 году сказал очень жестко, но правильно: «Мы с сожалением должны констатировать, что в нашей стране пока хорошее владение родным языком, умение грамотно и культурно говорить и писать не стало общественной ценностью».

Информация для ознакомления.Мнение редакции "Русский Мир" может не совпадать с мнением авторов статей

rusmir.su

Грамотным быть модно | Сайт Телерадиокомпании «ТВС» г. Трехгорный

Качинская16 июня в России отмечался День русского языка.

О престиже русского языка беседуем с главным библиографом Центральной городской библиотеки Трёхгорного Ириной Станиславовной Качинской:

— Я однозначно убеждена в том, что россияне должны хорошо знать свой язык: его историю, этимологию слов. Особенно внимательно к русскому языку должны относиться люди, работающие со словом: журналисты, учителя, чиновники. Им просто необходимо иметь полочку со словарями, поскольку Интернет не всегда может дать однозначный ответ на какой-то вопрос. Я стараюсь параллельно пользоваться классическими печатными источниками.

— Ваше отношение к заимствованиям иностранных слов?—Заимствование — процесс в лингвистике естественный и неизбежный. Но не стоит забывать, что у многих иностранных слов есть синонимы в русском языке. Мы это знаем, но зачастую употребляем всё равно английский вариант, потому что «модно». Это неправильно. Необходимо делать модным грамотное, ведь нередко иностранное слово употребляют неуместно, и это звучит комично.

— Ирина Станиславовна, как поднять престиж русского языка в Трёхгорном?— Должна быть выстроена грамотная государственная политика. А на местах необходимо проводить акции, различные мероприятия по популяризации русского языка и культуры речи. В нашем городе организовать людей несложно! В этом году мы приняли участие в акции «Тотальный диктант». Читальный зал был полон — горожане участвовали с удовольствием. А в начале этого года библиотека организовала для трёхгорненцев бесплатные курсы русского языка. Пригласили всех желающих. Пришли в основном школьники и пенсионеры. Но мы ждали прежде всего руководителей городских учреждений и организаций, деловых людей, планировали помочь им освежить знания по русскому языку. К сожалению, этого не произошло…

— Будет ли новый набор на курсы?— Да, осенью мы планируем снова начать занятия, о чем, конечно, сообщим в средствах массовой информации. Возможно, они заинтересуют руководителей городских организаций, муниципальных служб, журналистов, учителей, молодёжь — нам бы этого очень хотелось. Сегодня модно быть грамотным — вот пропагандой грамотности мы и займёмся.

 

trktvs.info


Добавить комментарий Отменить ответ