Новости: Православная мода: «Смирение» и «Послушание». Христианская модная одежда


Православная мода: «Смирение» и «Послушание»

TrendBrand.info обозрел моду православную, чтобы рассказать, как религия влияет на внешний вид женщины.

Многие забывают о том, что за границами массовой и высокой моды, в которой господствуют бренды, существует ещё одна – мода религиозная. TrendBrand.info уже писал про красоту по-мусульмански. Сегодня мы решили присмотреться к моде православной.

Женщины, горячо приверженные этому направлению христианства, не поклоняются Карлу Лагерфельду и Донне Каран. Они не бегут в магазины, узнав об очередной распродаже и не делают на джинсах дырки, услышав про новый тренд (большинство из них в принципе не носят брюк). Вместо свитшотов, худи и штанов-бойфрендов (боже упаси!) они подбирают себе такую одежду, которая, по словам её создателей, «подчёркивает робость и скромность женской сущности».

Православная - не значит немодная

В России, стране, где православными себя называют порядка 70% граждан, магазинов с религиозной атрибутикой много. Почти в каждом храме и в каждой церкви есть своя лавочка, которая приторговывает свечками, иконками, крестиками и церковной литературой. Только вот одежду там не продают. Могут лишь на входе в святилище дать косынку и юбку с запахом. Напрокат. Во всех остальных случаях православным женщинам приходится либо шить себе каноничные одежды самостоятельно, либо заказывать на специализированных сайтах.

Тем не менее, РФ – светское государство. И далеко не всем известно, что в мире православной моды есть свои тенденции, лукбуки и фэшн-показы. И главные правила: никаких брюк и максимально прикрытые телеса. Но главное, все модели пошиты таким образом, чтобы женщина в любой момент могла зайти в них в храм.

Мы посмотрели на ассортимент сайтов популярных православных интернет-магазинов и поняли, что у них есть, чему поучиться.

Интернет-магазин «Мирянка»

«Ручная работа, хорошие лекала, неповторимость нарядов, индивидуальный подход» - так себя позиционирует магазин. Коллекции здесь действительно приличные и в меру современные. Некоторые платья «Мирянки» даже можно спутать с производством прет-а-порте.

Наряды, конечно, стильные, но невычурные. В глаза бросаются не сами модели, а их названия. Платье «Смелая» за 3900 рублей. Юбка «Паломница» цветная за 2600 рублей. Платье «Удобное» за 3200 рублей. Или вот сарафан «Послушание» средней длины за 2700 рублей. Пролонгированная версия «Послушания», кстати, обойдётся чуть дороже – в 2900 рублей.

У нас, конечно, сразу в голове завертелась масса альтернативных названий (не совсем религиозно терпимых), но мы, пожалуй, оставим их при себе.

Стоимость одежды в этом магазине совсем не маленькая. И даже выше, чем у обычного масс-маркета. Надеемся, что православным женщинам не приходится экономить, чтобы купить себе, например, платье «Праздничное» за 5600 рублей.

Интернет-магазин «Барышня-крестьянка»

«Во всех нарядах хороша!» - вдохновенно приветствует посетительниц сайт. Интернет-магазин «Барышня-крестьянка» показался нам менее консервативным. На одной из страниц мы даже увидели образец этой самой барышни с голым пупком (!). Здесь, помимо платьев и юбок, есть ещё раздел с аксессуарами. Правда, внутри мы обнаружили только ремни, и всё же расценили это как призыв к смирению.

Названия у моделей от «Барышни-крестьянки» не такие говорящие, как у «Мирянки», но тоже достойны отдельного внимания. Сарафан «Маленький секрет» за 3000 рублей, платье в пол «Моя прекрасная Людмила» за 3500 рублей и чёрное платье «Классная дама» за 4000 рублей. Воистину классная!

Магазин «12 Праздников» (г. Санкт-Петербург)

На наш взгляд, самый «трушный» магазин из списка. Цвета у всего ассортимента одежды очень тусклые, тёмные и совсем не соответствуют названию сервиса. Никакого намёка на праздник вы здесь не найдёте. Зато цены гораздо ниже, чем в предыдущих примерах – вещи стоят до 1500 рублей.

Директор магазина «12 Праздников» Елена Караваева даже раздаёт интервью журналистам. В одном из них она очень чётко высказала свою позицию по поводу внешности истинной православной верующей: «Женщина не должна стремиться к тому, чтобы нравиться, потому что она должна нравиться Богу.»

Татьяна Малышева - автор коллекции православной моды (справа) и директор магазина «12 Праздников» Елена Караваева (слева)

Нравятся ли Богу неприметные, временами неухоженные и вечно уставшие женщины, спросить, к сожалению, не у кого. Но в реальной жизни дамская публика у церквей во многих случаях выглядит именно так. Что ж, Господь терпел, и нам велел.

Однако, получается, что православная мода такая же неоднозначная, как и массовая. Нужно выбирать, сравнивать, примерять. Одно ясно точно: если приложить старания и немного художественного вкуса (чего ни одна религия не запрещает), можно будучи и глубоко православной, и убеждённой мусульманкой, и католичкой, и буддисткой, и иудейкой, оставаться стильной, красивой и современной.

Впрочем, пока в светской жизни на некоторых гражданочек в сетчатых колготках и джинсовых мини-шортах так и хочется натянуть платье «Вежливость» или костюм «Смирение».

www.trendbrand.info

Православная одежда

православная одежда

Православные христиане составляют основную часть нашего общества. Их совокупные мысли и действия задают тон развития государства. Поэтому важно, чтобы православные выглядели всегда и везде уместно, с подобающим им приличием и достоинством. Не все модные тенденции хороши для этой категории людей, стоит с особой тщательностью создавать свой стиль.

Женская православная одежда

Издавна русские люди для посещения храмов надевали самое лучшее из своей одежды. Так стала складываться среди христиан традиция красиво наряжаться. Русская православная одежда для женщин всегда отличалась своей практичностью. Силуэты рубах и сарафанов, красивые головные уборы и удобная обувь отражали природную красоту русского человека. В настоящее время эта основная нить стиля осталась прежней. Одежда православной девушки двадцать первого века, прежде всего, должна подчеркнуть ее естественность и высокую нравственность. Совершенно не допустимы глубокие декольте, большие разрезы на юбках и открытый живот.

Стиль православной одежды изначально определялся возрастом, социальным положением и достатком человека. Это актуально и сейчас. На молодой девушке нелепо выглядят старушечьи наряды. Равно как и женщинам в возрасте не подобает вольность молодости. Женщине-швее не подойдет строгий деловой костюм, так же и женщина-директор будет странно выглядеть на работе в джинсовой юбке. Одежда отражает наш внутренний мир, и не зря говорят «встречают по одежке». Значит, на это обязательно стоит обратить внимание православным. Если интерес к моде является основным для женщины, то это может плохо сказаться на духовной жизни. Умеренность, в том числе и в одежде, одна из отличительных черт православной христианки.

Одежда с православной символикой

В последние несколько лет все чаще стали появляться в продаже платья, юбки, сарафаны и женские рубахи с православной символикой. Обычно это машинная или ручная вышивка, которая украшает воротник, рукава, подол или пояс. Часто можно встретить православную символику на подиумах в дни высокой моды. Затейливые узоры хорошо украшают одежду и набирают свою популярность среди женщин разного возраста и положения в обществе.

Православный стиль одежды постепенно входит во все сферы деятельности человека. В повседневной жизни или в храме можно часто встретить женщин в такой одежде. С недавних пор даже в одежде делового стиля можно встретить православную символику. Главное, чтобы это не было кричащим украшением, а лишь тонко подводило к мысли, что вы не только профессионал своего дела, но и нравственный духовный человек.

 

womanadvice.ru

Православная мода желает войти в моду / Модные тренды / Вещи / МодноНемодно.ру

Как говорится, в любом деле главное – начать.

Православная мода желает войти в моду — фото 1

Вот и начали. В конце апреля московский ювелирный дом «Эстет» организовал в своей штаб-квартире дефиле с одновременно интригующим и удивляющим названием «Православный дресс-код». Несмотря на откровенно слабую организацию мероприятия, оно стало катализатором если еще не продвижения православной моды в массы, то бума на подобные мероприятия.

Православная мода желает войти в моду — фото 2

Православная мода желает войти в моду — фото 3

На сегодняшний день представленные на дефиле модели имеют мало общего с нашей привычной повседневной одеждой. Но кто знает, во что выльется при активном продвижении подобное нововведение лет через несколько.

На выложенных в Интернете фото с дефиле я сразу узнала модели из прошлогоднего показа Вячеслава Зайцева, так как в Интернете же видела ролик этого зажигательного показа. Гуру российской моды создал практически всю коллекцию из палопосадских платков. Даже колготки на моделях с характерными узорами в тон одежды. При всей яркости и «повышенной цветастости» его коллекция смотрится очень гармонично.

Православная мода желает войти в моду — фото 4

Православная мода желает войти в моду — фото 5

Организован показ православной моды под патронатом одиозной личности, вызывающей разноречивые чувства у россиян. Это Всеволод Чаплин – протоиерей, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Похоже, именно его участие добавило негатива в и без того нелестные и немногочисленные отзывы журналистов.

Православная мода желает войти в моду — фото 6

Настоящая изюминка, вернее, шоколадка показа православной моды – афророссиянин в скорее африканском одеянии, но ассимилирующим с местными традициями. Настоящий шоколадный заяц.

Православная мода желает войти в моду — фото 7

Зачатки народившегося бума на показы православной моды можно заметить в последовавших событиях за показом в Москве. 13 мая в Уфе состоялся концерт, в программе которого также значился показ православной моды. Была представлена одежда для работников церкви, паломников, для венчания и повседневной жизни. В Ставрополе в середине мая прошел Краевой молодежный фестиваль-конкурс «Мегаполис», в рамках которого значилась номинация «Театр мод». Свои коллекции православной моды представили 22 организации края.

Православная мода желает войти в моду — фото 8

С одной стороны, противно повсеместное засилье чересчур обнаженного тела. С другой стороны, где найти много желающих надевать на себя нечто подобное.

monemo.ru

Как должны одеваться христиане? - Библейская церковь ''Слово Благодати''

Как понимать место из Библии: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде" (1 Петра 3:3). Значит ли это, что нельзя пользоваться украшениями, косметикой и нельзя носить нарядную одежду?

Для того, чтобы правильно понимать этот стих из Послания Петра нужно изучить, что говорит его контекст. С самого начала третьей главы этого послания апостол Пётр учит жён, христианок о том, каким образом они могут оказывать правильное влияние на своих мужей, когда те не покоряются Слову Божьему. Это своего рода инструкция о христианской влиятельности для жён. Суть этого влияния, заключается в наличии у жены, христианки определённых качеств её характера. Одним из средств влияния христианки на своего мужа является красота её души. Стремление быть красивой – качество присущее каждой женщине. И хотя, в разных культурах существуют разные стандарты красоты, большинство людей имеют в этом отношении одну и ту же проблему. Они более заботятся о привлекательной внешности, чем о красивой душе. Апостол Пётр, обращаясь к жёнам, христианкам говорит о том, настоящая красота, способная произвести правильный эффект на окружающих заключается не во внешних эффектах одежды или украшений, а в красоте их внутреннего человека. Апостол подчёркивает это указывая на то, что стремление к красоте сердца признаётся истинной ценностью в глазах Божьих:

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. (1 Петра 3:3-4)

В этом заключается основной смысл данного текста. Апостол Пётр, говоря о внутренней красоте, не запрещает жёнам, христианкам заплетать волосы или носить украшения. В греческом тексте оригинала этого послания отсутствует слово "нарядность", т. е. Пётр говорит "пусть вашим украшением будет не внешнее плетение волос, не золотые украшения, ни ношение одежды, но сокровенный сердца человек..." Ясно, что апостол не запрещает женщинам носить одежду, также как и не запрещает заплетать волосы или пользоваться косметикой для поддержания себя в порядке. Апостол только говорит о том, чтобы женщины понимали, что их истинная красота заключается в красоте их сердец. Именно от неё зависит, какое влияние христианка производит на тех, кто находится рядом с ней.

Таким образом, подход христиан к тому каким должен быть их внешний вид определяется состоянием их души. Писание не предписывает каких-то особых фасонов одежды или украшений, которые считались бы "христианскими". Но оно подтверждает, что внешний вид христианина это один из элементов выражения его личности. Во многих случаях внешний вид действительно становиться выражением гордыни, крикливости и непокорности Богу. Определённые виды одежды, причёсок и украшений непременно ассоциируются с людьми или группами людей известными своей порочной жизнью. Цель и задача каждого христианина в том, чтобы своей жизнью являть характер Иисуса Христа. В соответствии с этим каждый христианин определяет, каким образом его одежда и украшения в наибольшей степени помогут ему этого достичь. Кроме 1 Петра 3 в Новом Завете есть ещё один текст подробно говорящий об отношении ко внешнему виду христианок – 1 Тим. 2:9-10. Ниже приведены принципы обобщающие значение этих двух текстов:

  • Красота души играет гораздо более важную роль, чем внешняя.
  • Одежда и украшения христианина или христианки должны быть "в порядке", т. е. создавать ощущение чистоты, ухоженности и упорядоченности.
  • Одежда и украшения христиан не должны быть сексуально возбуждающими и провоцирующими в окружающих похотливые мысли и желания.
  • Одежда и украшения христианина должны быть скромными, т. е. не крикливыми, не слишком старомодными и не самыми модными.
  • Одежда должна подчёркивать внутреннюю красоту человека, а не привлекать внимание к себе.
  • Одежда и украшения христиан в церкви не должны отвлекать присутствующих от поклонения Богу.
  • Богобоязненность и доброта сердца являются самыми эффективными украшениями для христианок.

Более подробную информацию об этом можно прочитать в статье "Внешний вид христиан и их вера", а также послушать в проповеди "Свобода от рабства страстей".

www.slovo.org

КАК ОДЕВАТЬСЯ СОВРЕМЕННОЙ ХРИСТИАНКЕ В ПРАВОСЛАВНУЮ ОДЕЖДУ — Философия

Просмотров: 1436

Теме православной одежды посвящено множество статей на соответствующих порталах. При этом, говоря именно о православной одежде, все понимают, что речь идет именно об одежде женской. Почему так? Ну, во-первых, потому, что ассортимент женской одежды намного шире мужской, а во-вторых, ‑ и этот факт очень неприятен, ‑ именно женщины, становясь христианками, начинают радикально менять свой стиль. Что менять мужчине в соответствии с православной одеждой? Как на работу, так и на богослужение большинство из них носит брюки, рубашки футболки. Конечно, существует православный дресс-код в одежде и для мужчин: например, в церковь нельзя заходить в шортах, майке без рукавов, в одежде с фотографиями рок-музыкантов и символами рок-групп. За это можно получить замечание от священника, и это вполне понятно: церковь ‑ особое место, и требует уважительного к себе отношения. Но в целом, образ мужчины-христианина мало чем отличается от образа среднестатистического мужчины.

А вот что касается женской православной одежды, то здесь все намного сложнее: женщинам нельзя заходить в храм в коротком, обтягивающем, в брюках и джинсах, с глубоким декольте, с накрашенным лицом, с непокрытой головой. Прочитав все запреты, женщины ужасаются: неужели нужно одеть холщовое рубище, посыпать голову пеплом, и только в таком виде посещать храм? Давайте узнаем, что об этом думают священнослужители.

Женская православная одежда: можно ли выглядеть красиво?

Очень многие православные женщины стремятся выглядеть, как монашки на огороде. Длинные, волочащиеся по земле черные юбки, рубашки с подкатанными рукавами, скрывающие фигуру, ботинки со шнуровкой ‑ непонятно, мужские или женские, платок на голове и в храме и в миру, и обязательный рюкзак за спиной. К сожалению, именно такой образ представляют себе большинство людей при словах православной одежды «верующей женщины». Между тем, многие православные священники очень критикуют такое отношение мирянок к своему внешнему виду.

По их словам, православная одежда может и должна быть стильной, подчеркивать женственность своей обладательницы, и в целом производить на окружающих людей, особенно неверующих, благоприятное впечатление. Ведь, согласитесь, очень неприятно, когда православие воспринимается как религия грязных, неухоженных людей. Прежде, чем купить православную одежду, женщина должна задуматься над тем, что она ‑ лицо православия в кругу своих нецерковных знакомых. Поверят ли они в то, что христианство ‑ религия красоты и радости, глядя на свою знакомую, которая раньше всегда следила за собой, а теперь ходит непонятно в чем, называя это православной одеждой?

Православный платок: украшение или признак смирения?

Всем известно, что в церковь женщине нельзя заходить с непокрытой головой. При этом нужно помнить, что слова эти означают православный платок на голове, а не самые разные предметы, которыми некоторые женщины стараются прикрыть макушку, незапланированно оказавшись в церкви. Очень нелепо выглядят представительницы прекрасной половины человечества, которые заходят в храм, пристроив на голову носовые платки, хозяйственные пакеты, замысловатым образом скрученные кофты и кардиганы. Подобные «аксессуары» еще сильнее привлекают внимание молящихся, чем непокрытая голова, тем более, что в любой церковной лавке сегодня можно купить православный платок, в том числе и недорогой. В то же время, смущают христианки, носящие на голове платки совершенно непотребного вида: грязные. помятые, вынимаемые из сумки лишь по приходу в церковь.

Помните, что православный платок ‑ главное церковное украшение верующей женщины, и нет ничего греховного в том, чтобы купить их несколько, разных цветов, подходящих к разным нарядам. Поход в церковь ‑ праздник, и выглядеть следует соответственно.

filosofia.ru

Одежда и украшение христиан » Большая христианская библиотека

Дата публикации: 22.03.16 Просмотров: 8188    Все тексты автора Самуэль Баккиоки

Глава VII. Принципы христианской одежды и украшений

[160]

В каждом веке мужчины и женщины украшали свои тела драгоценностями. Желание украсить тело цветной косметикой, драгоценными камнями и яркой бросающейся в глаза одеждой оставляло лишь немногих нетронутыми. Посему неудивительно, что наше обозрение на протяжении всей библейской и христианской истории, часто пестрело призывали к скромной и приличной одежде без сверкающих драгоценных камней и дорогих одеяний. Такие призывы особенно уместны сегодня, когда все больше устраняется скромность и приличие и входит в нашу среду обнаженность и чувственность.

Чтобы более остро выдвинуть уместность библейского учения об одежде и украшениях в наше время, я попытался сформулировать семь основных принципов, которые суммируют основные моменты этого изучения. Это краткое обозрение поможет читателю лучше переосмыслить фундаментальные библейские учения об одежде и украшениях, которые появятся в курсе нашего исследования.

ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ: Одежда и внешний вид важный показатель христианского характера.

Одежда и внешний вид – наиболее сильные бессловесные информаторы, которые говорят не только о нашем социально-экономическом статусе, но также и о наших моральных ценностях. Наша одежда, которую мы носим, открывает, кто мы есть. Это означает, что внешний вид является важным показателем христианского характера. Библия признает важность одежды и украшений, как это отмечено во многих повествованиях, аллегориях и увещеваниях относительно подходящих и неподходящих украшений. [161]

Наш внешний вид является видимым и молчаливым свидетельством наших христианских ценностей. Некоторые люди в угоду себе одеваются и украшают свои тела – многоценными одеждами и драгоценностями. Они желают, чтобы ими восхищались из-за их богатства, силы или общественного положения. Чтобы понравиться другим некоторые одеваются согласно определенной моды. Они желают, чтобы их принимали как равных – через одежду подобную им. Однако христиане одеваются так, чтобы прославить Бога. Одежды очень важны для христиан, ибо они служат как строение, чтобы открыть изображение Того, Кому христиане служат. Елена Уайт пишет: «Нет лучшего пути светить другим людям, чем простой одеждой и поведением. Вы можете продемонстрировать всем, что правильно оцениваете земное по сравнению с вечным».[220]

Как христиане мы можем сказать: «То, как я выгляжу, в этом нет никакого бизнеса!» — Ибо наш внешний вид отражает нашего Господа. Мой дом, мой автомобиль, мой личный вешний вид, мое употребление времени и денег, — все открывает, как Христос внутренне изменил мою жизнь. Когда Христос входит в нашу жизнь, Он не покрывает наши недостатки косметической пудрой, но Он всецело очищает нас внутренним обновлением. Это внутреннее обновление отразится в нашем внешнем виде.

Наиболее эффективное свидетельство, что Христос внутренне изменил нас, — это не показная улыбка на лице обольстительно одетой женщины, но светящаяся улыбка на лице, чистой, прилично одетой женщины. Слишком неестественный с причудливой прической искусственный внешний вид, со сверкающими драгоценностями и дорогой одеждой открывает неестественное сияние личности, сосредоточенной на Боге, но искусный, поверхностный облик эгоистичной личности.

ПРИНЦИП ВТОРОЙ: Украшение наших тел цветной косметикой, сверкающими драгоценными камнями и дорогостоящей одеждой открывает внутреннюю гордость и тщеславие, которые разрушают нас самих и других.

Мы нашли эту истину, выведенную косвенным образом из нескольких отрицательных примеров и апостольских увещаний Павла и Петра. Исаия укоряет богатых иудейских женщин за их [162] гордость, проявленную в украшении их тел с головы до ног сверкающими драгоценными камнями и расточительными одеждами. Они обольщали руководителей, которые, в конце концов, ввели весь народ в непослушание и наказание. (Ис. 3:16-26)

Иезавель показана в Библии за ее решительные усилия ввести израильтян в идолопоклонство. Внутреннее разложение ее сердца открывалось в попытке проявленной даже в ее последний час. Чтобы выглядеть обольстительным образом, она нарумянила свое лицо, украсила глаза и ожидала прибытие нового царя (4 Цар. 9:30). Но ей не удалось одурачить царя и она умерла позорной смертью. Из-за этого в библейской истории ее имя стало символом обольщения (Откр. 2:20).

Иезекииль драматическим образом описывает отступление Израиля и Иуды, показывая это в аллегории двух женщин – Оголы и Оголивы, которые подобно Иезавели сюрьмили свои глаза (Иез. 23:40) и украшали себя, склоняя мужчин к прелюбодеянию. (Иез. 23). В этой аллегории мы снова находим косметические средства и украшения связанные с обольщением, прелюбодеянием, отступлением и божественным наказанием.

Иеремия также употребляет аллегорию соблазнительной женщины, облеченной в пурпур, украшенной золотыми нарядами, обрисовавшей свои глаза красками, чтобы представить политически оставленный Израиль, который тщетно пытался привлечь к себе прежних идолопоклоннических союзников (Иер. 4:30). Здесь снова представлены косметические средства и драгоценности, чтобы обольстить мужчин к прелюбодеянию.

Пророческие картины, отступившего Израиля, когда женщина – прелюбодеянка украсила себя драгоценными камнями и блудодействовала с языческими богами, — снова повторяются в описании Иоанна Богослова в образе «великой блудницы». Она была «облечена в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом». (Откр. 17:4) Эта нечистая женщина, которая представляет отступившую религиозно-политическую власть конца времени, соблазняет жителей земли духовно блудодействовать с нею. В противоположность ей, Невеста Христа, представляющая истинную церковь, скромно облечена в чистую льняную одежду без внешних украшений (Откр. 19:7,8).

Как в Ветхом, так и в Новом Завете, мы находим соответствующие примеры употребления цветной косметики, сверкающих драгоценных камней и пленяющих взор одежд, чтобы достичь обольстительных целей. Такие [163] примеры косвенным образом открывают, что Бог осуждает их употребление. Но через эти отрицательные косвенные примеры, уже в положительном смысле через двух великих апостолов Павла и Петра также осуждается употребление драгоценностей и дорогих одежд.

Мы находим, что оба апостола противопоставили подходящие украшения христианских женщин по отношению неподходящих украшений мирских женщин. В сущности, оба апостола представили тот же список несоответствующих украшений для украшений женщин-христианок. Они включают ласкающие взор стили причесок, сверкающие драгоценные украшения и многоценную одежду. (1 Тим. 2:9,10; 1 Петр. 3:3,4).Оба апостола признают, что внешние украшения тела несовместимы с надлежащим внутреннем украшением сердца, спокойного духа и милосердных дел.

ПРИНЦИП ТРЕТИЙ: Опыт внутреннего духовного обновления и примирения с Богом необходим, чтобы устранить все внешние запинающие проявления идолопоклонства, включая драгоценности и украшения.

Мы находим, что эта истина выражена особенным образом через опыт семьи Иакова в Сихеме и израильтян у горы Хорив. В обоих случаях украшения были устранены для последующего эффективного примирения с Богом.

В Сихеме Иаков собрал членов своей семьи, чтобы устранить их внешних идолов и украшения. (Быт. 35:2,3) Это было средством их приготовления к внутреннему духовному очищению у жертвенника, который он намеревался построить в Вефиле. Отклик был достойным похвалы: «И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах их и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема». (Быт. 35:4)

У горы Хорив Бог повелел израильтянам устранить их украшения, как доказательство их искреннего покаяния, когда они поклонялись золотому тельцу: «Итак, снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами». (Исх. 33:5) И снова отклик народа был положительным: «Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у Горы Хорива». ( Исх. 33:6) Заметим эту фразу: «У горы Хорива». Это означает, что [164] покаявшиеся израильтяне, обязались у горы Хорив прекратить употребление украшений как проявление их искреннего желания быть послушными Богу. Как у Сихема, так и у горы Хорив, устранение украшений и драгоценных камней было приготовлением к обновлению завета с Богом.

Эти опыты учат нас, что ношение драгоценных украшений содействует восстанию против Бога, лелея самопрославлению и только устранение его облегчает примириться с Богом, поощряя смирение. Для нас очень важно помнить, что этот опыт духовного обновления и реформы очень нужны нам, чтобы устранить из наших сердец, лелеемых нами идолов, — будь это драгоценности, косметика, сверхмодные одежды, профессиональные цели, автомобили или дома и заместим их посвящением Богу.

ПРИНЦИП ЧЕТВЕРТЫЙ: Христиане должны одеваться скромно, приличным образом, проявляя уважение к Богу, к самим себе и другим.

Чтобы описать соответствующее украшение христианских женщин (1 Тим. 2:9), апостол Павел употребляет вышеизложенный четвертый принцип в следующих греческих терминах космиос и аидос «хорошо сделанный» и «приличный». Со ссылкой на одежду, эти термины означают, что христиане должны одеваться в «хорошо сделанной», «приличной» одежде, не причиняя стыда Богу, себе или другим.

Мы можем осквернить скромную христианскую одежду – пренебрегая личным внешнем видом и в такой же мере придавая ей чрезмерное внимание. Е. Уайт советовала: «Одевайтесь опрятно и прилично, но не делайте себя объектом нездорового интереса или из-за слишком нарядной одежды, или из-за неряшливой, неопрятной манеры одеваться. Действуйте так, словно вы достоверно знаете, что небесное око бодрствует над вами и что вы живете либо под одобрением, либо под осуждением Божьим». [221]

Одеваться скромно и прилично означает, что одежда должна обеспечивать достаточное покрытие тела, так чтобы другие не смущались и не соблазнялись. Этот принцип особенно уместен сегодня, когда современная модная одежда отвергает скромность и приличие как основу для конструктивных человеческих взаимоотношений. Интерес современной [165] модной индустрии — продавать побольше одежды, драгоценностей, и косметических средств, эксплуатируя при этом сильные половые факторы человеческого тела, даже если в продажу поступает нескромная неприличная продукция, которая только насыщает гордость и чувственность.

Библия определенно осуждает похотливый взгляд: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф. 5:28) Одежда, с открытыми частями теля, продвигаемая современной модной индустрией, пробуждает похотливые страсти в сердце зрителя и содействует безмерной трате нашего времени. Женщина-христианка, одеваясь скромно, играет ключевую роль в поддержании общественной морали.

Бог призывает нас одеваться скромно и прилично, не только, чтобы препятствовать греху, но также, чтобы сохранить интимность. Люди, желающие грешить, будут грешить от скромности одежды людей, которых они видят. Цель скромности не только чтобы воспрепятствовать похотливым желаниям, но чтобы сохранить нечто очень хрупкое, но однако фундаментальное для выживания супружеских взаимоотношений, — это способность поддерживать глубокие, интимные отношения между супругами. Если брак заключается на всю жизнь согласно Божьего намерения, тогда муж и жена должны трудиться совместно, чтобы сохранить, защитить и питать интимность. Когда все сказанное проявится на деле, скромность будет сохранять радость тесных, близких отношений супругов неизмеримо долго после звучания свадебных колоколов.

Апостольское увещание одеваться скромно и прилично бросает нам вызов: отвергнуть обольстительные веления моды и избрать вместо этого девиз – отражать в нашем внешнем виде естественную красоту простоты и возвышенной чистоты.

ПРИНЦИП ПЯТЫЙ: Христиане должны одеваться целомудренно, ограничивая любое желание превозносить себя ношением шикарной восхищающей взор одеждой, косметикой или драгоценными украшениями.

Этот принцип находим в выражении апостола Павла «целомудренно» — для описания соответствующего христианского украшения (1 Тим. 2:9). Мы находим, что это выражение определяет умственно состояние самообладания, состояния, которое обуславливает все другие добродетели. Павел признает, что самообладание необходимо [166] для христиан, чтобы быть способными одеваться скромно и прилично. Сущность в том, что скромность и приличие в одежде исходят от проявления самообладания.

Павел изображает обращенную женщину-христианку, как одетую целомудренно, ограничивающую свои желания и, проявляя себя «не плетение волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою». (1 Тим. 2:9) Ее внешний вид не говорит «Смотри на меня, восхищайся мной», но скорее «Смотрите, как Христос внутренне изменил меня». Женщина – христианка, свободная, чтобы быть объектом восхищения, не будет бояться часто носить одну и ту же одежду, если она хорошо сделана, умеренна и хорошо носится.

Призыв апостола одеваться целомудренно, умеренно, избегая сложного стиля прически, сверкающих драгоценных камней и экстравагантной одежды – особенно уместно сегодня, когда мода господствует повсюду и многие поклоняются у ее алтаря. Е. Уайт напоминает нам: «У тех, кто приходит поклоняться к алтарю моды, мало силы характера … Их жизнь бесцельна и бессмысленна. Мы всюду встречаем женщин умы и сердца которых поглощены любовью к красивой одежде и внешнему блеску. Женская душа открывается и унижается, потому что все помыслы сосредотачиваются на бедном презренном «Я».[222]

Увещевания Павла ограничить желание покупать или носить «многоценные одежды» (1 Тим. 2:9) также указывает на практику христианского управления. Расходы вне наших средств несовместимы с христианским принципом управительства. Даже если мы можем позволить себе купить дорогостоящие одежды, мы не можем позволить себе тратить средства, которые Бог даровал нам в это время, когда очень многие вопиют о своих нуждах; наша задача достичь этих мест с вестью Евангелия и помочь нуждающимся.

Е. Уайт пишет: «В ваших затратах на одежду проявляйте экономию. Помните, ваша одежда постоянно оказывает влияние на людей, с которыми вы общаетесь. Не расточайте на себя средства, которым можно найти другое применение. Не расходуйте Божьи деньги на приобретение дорогой одежды».[223][167]

ПРИНЦИП ШЕСТОЙ: Ношение кольца несовместимо с библейскими принципами скромности: исторически они соблазняют людей носить все виды драгоценных украшений.

Этот принцип исходит из библейского неодобрения носить драгоценные украшения. (1 Тим. 2:9; 1 Петр. 3:3,4; Быт. 35:2-4; Исх. 33:3-5) Единственное кольцо, упомянутое в Библии несколько раз, – это перстень с печатью (Иер. 22:24; Быт. 41:42; Есф. 3:10,12; Лк. 15:22), которое употреблялось, чтобы заверить печатью различные документы и контракты. Ношение перстня с печатью не осуждается в Библии, ибо он рассматривается скорее как инструмент авторитета, чем украшение.

Мы находим, что сначала обручальное кольцо было просто железным кольцом, которое римляне употребляли, чтобы «соединить» узы дружбы двух любимых. Вскоре обручальное кольцо превратилось в усовершенствованные украшающие золотые кольца практически носимые на всех пальцах. То, что случилось в древнем Риме, в последствии повторилось в истории христианства. В ранней церкви употребление супружеских колец прошло через три главных этапа. На первом этапе – в апостольский период, супружеское кольцо не применялось. На втором этапе, в течение второго и третьего столетия, было ограниченное употребление простого супружеского кольца. На заключительном этапе – от четвертого столетия и впредь началось распространение всякого вида украшающих золотых колец со вставленными драгоценными камнями, знаменующими богатство, гордость и тщеславие. Это было истинным не только для прихожан, но также и для духовенства. Руководители церкви украшали себя драгоценными, золотыми кольцами, драгоценными камнями и вышитыми золотом церковными облачениями.

Все, что произошло в Ранней Церкви, впоследствии повторилось в современных деноминациях. Мы уже рассматривали два примера, а именно события в методистской и в менонитской церкви, проявивших те же самые образцы. На первом этапе – никаких драгоценностей и обручальных колец. На втором этапе – уступка для ношения обручальных колец. На заключительном этапе уступка носить супружеские кольца открыла путь для ношения всякого рода драгоценностей, включая украшающие кольца. [168]

Весьма подобным образом все произошло и в Церкви Адвентистов Седьмого Дня. На первом этапе, в первые дни адвентизма не было употребления ни драгоценных камней, ни обручального кольца. На втором этапе была уступка для ношения обручального кольца только в тех странах, где обычай ношения был обязательным. На последнем этапе уступка носить простое обручальное кольцо для челнов Церкви в Северном Америке просуществовала до 1986 года. Результат этой эволюции – устойчивый рост среди Адвентистов в ношении различных видов драгоценностей, включая украшающие кольца.

Урок истории очевиден. Кольца, кажется, обладают почти роковым привлечение. Люди могут стать настолько очарованными обручальным кольцом, что они легко прельщаются носить все виды драгоценностей. Безопасно если мы исполняем и совет звучит – не носить обручальное кольцо, если на это нет социальной необходимости. Вместо обручального кольца мы можем носить «золотое кольцо , связывающее нас с Иисусом Христом, то есть чистый святой характер, истинную любовь, кротость и благочестие, которые являются плодами , растущими на христианском дереве и наше влияние будет распространяться всюду».[224]

ПРИНЦИП СЕДЬМОЙ: Христиане должны уважать половые различия в одежде, нося одежду, которая подтверждает их мужскую или женскую идентичность.

Этот принцип ясно изложен во Втор. 22:5, запрещающий носить одежду противоположного пола. Мы нашли, что Библия придает большое значение сохранению половых различий в одежде и в такое же мере в функциональных ролях, ибо они являются основой для нашего понимания кто мы есть и какую роль, согласно Божьего желания нам необходимо исполнить.

Одежды определяют нашу идентичность и помогают нам развить новую идентичность. Истинным является не только то, что мы становимся тем, что мы носим. Женщина, желающая исполнять роль мужчины, будет самым подобным образом одеваться как мужчина. Подобным образом и мужчина, желающий поступать как женщина, будет стараться во всем уподобиться женщине, нося те же драгоценности, духи и богато украшенные одежды. Это означает: изглаживая половые различия, нося бесполую одежду, мы постепенно теряем нашу мужскую и женскую идентичность, испытываем идентичный кризис и смущения в ролях. [169]

Мы нашли, что в настоящее время, это ролевое смущение в семье, на рабочем месте и в церкви увеличило трудность, чтобы сказать, где роль мужчины оканчивается и где роль женщины начинается. Христианам необходимо осознать современную попытку в устранении половых различий мужчин и женщин, особенно чрез популярную бесполовую одежду. Это необходимо рассматривать как усилия сатаны, чтобы уничтожить порядок и красоту Божьего творения.

Библия не говорит нам, какой стиль одежды должны носить мужчины и женщины; она признает тот стиль, который определяется климатом и культурой. Библия учит нас уважать половые различия в одежде согласно особенностей нашей культуры. Это означает, что будучи христианами, нам необходимо спрашивать себя при покупке одежды: «Этот вид одежды подтверждает мою половую идентичность или будет выглядеть так, как если я принадлежу к противоположному полу? Когда вы осознаете, что определенный вид одежды не соответствует вашему полу, — следуйте голосу вашей совести: не покупайте ее, даже если она модная.

В это время, когда современна мода стремится устранить половые различия в одежде, для христиан не всегда легко найти одежду, подтверждающую их половую идентичность. Но никогда не было легко жить согласно библейских принципов. Однако это вызов нам — христианам не сообразоваться с извращенными ценностями и стилями нашего общества, но проявлять преобразующее влияние в этом мире чрез всемогущую силу Божью.

Заключение

Одежда не делает нас христианами, но христиане открывают свою идентичность через свою веру и внешний вид. Библия не предписывает стандартную одежду для мужчин и женщин — христиан, какую одежду им носить, но призывает нам следовать простоте и скромности жизненного стиля Иисуса даже в нашей одежде и внешнем виде.

Следовать Иисусу в нашей одежде и украшениях означает стоять отдельно от толпы, не румянить себя красками, не украшать драгоценностями, не наряжать наши тела, как все остальные люди. Это требует мужества. Мужества, которое не сообразуется [170] с соблазнительными диктатами моды, но преобразуется под чувствительными велениями Слова Божьего (Рим. 12:2). Требуется мужество, чтобы отличить между капризной, меняющейся модой и благоразумным стилем, который останется неизменным. Требуется мужество, чтобы открыть красоту характера Христа не через внешнее украшение наших тел «не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою» (1 Тим. 2:9), но через внутреннюю красоту наших душ, где роль играет «сокровенный человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». (1 Петр. 3:4) Требуется мужество в вопросе одежды – не прославлять себя ношением сверкающих драгоценностей и привлекающими взор одеждами, но прославлять Бога, одеваясь скромно, прилично и умеренно.

Наш внешний вид является молчаливым постоянным свидетельством о нашей христианской идентичности. Пусть она всегда говорит миру, что мы живем только для того, чтобы прославить Бога, а не себя.

soteria.ru

Одежда и украшение христиан » Большая христианская библиотека

Дата публикации: 22.03.16 Просмотров: 8187    Все тексты автора Самуэль Баккиоки

Глава III. Одежда и украшения в Новом Завете

[54]

Мужчины, которые жалуются, что сегодня женщины проводят много времени у зеркала, украшая себя косметикой, драгоценностями и нарядами, могут утешиться тем, что во времена Нового Завета положение было еще хуже. Почему? Женщинам, как высшего, так и среднего класса, просто нечем было занять время. Они не могли исполнять общественные обязанности и практически не имели никаких занятий, кроме домашних; они не получали никаких наград за академические или профессиональные достижения. Поэтому, они проводили много времени, украшая себя, возлагая все свои надежды на их внешний вид.

Римский поэт Луций Валерий так отвечал нравоучителям, осуждавшим женщин за их экстравагантные одежды и украшения: «Зачем мужчинам обижаться на женщин из-за их украшений и нарядной одежды? Женщины не могут выполнять общественных полномочий, не могут выполнять пасторских обязанностей, не могут торжествовать, одерживая победы в боях, не могут участвовать в общественных занятиях. Что тогда они могут делать, как не посвятить свое время украшениям и нарядам?»[23] Слова поэта подтверждают старую основополагающую истину – людям, чрезмерно украшающим себя нет большей цели, чтобы занять свой ум.

Христианство родилось в мире роскоши и морального упадка, появился новый средний класс, разбогатевший благодаря грабительствам во время войны. Представители этого класса, как мужчина, так и женщина, хотели утвердиться в своем новом социальном положении нося дорогие одежды и кичась изобилием драгоценностей. Это в равной мере относилось как к мужчинам, так и женщинам. В действительности, как мы увидим из содержания 6 главы, пальцы некоторых мужчин были так унизаны кольцами, что они не могли использовать их иначе, как отдавая приказы своим слугам. При таком [55] вопиющем контрасте между роскошью и нищетой, христиан призывали жить верой. Нет ничего удивительного в советах Нового Завета, побуждающих стремиться к внутренней красоте сердца, кроткого и молчаливого духа, а не украшать свое тело искусными прическами, золотом, жемчугом или драгоценными украшениями.

Цель третьей главы

В этой главе обратим пристальное внимание на апостольские увещания Петра и Павла относительно одежды и украшений, и увидим их советы, содержащие основополагающие принципы, уместные для современных христиан. Но прежде исследования апостольских увещаний, вкратце взглянем на одежду двух символических женщин, упомянутых в книге Откровения: Великой блудницы и Невесты Христа. Поразмышляем о контрасте между их внешним видом и сделаем выводы о принципах христианской одежды и украшений.

1. Великая блудница

Иоанн указывает нам в книге Откровение контраст двух видов внешнего украшения в символах двух женщин: одна – чистая, а другая – «великая блудница». Чистая женщина представляет истинную Церковь, «Невесту» Агнца. Она готовится к браку и приглашает других приготовится к «брачной вечере Агнца» (Откр. 19:9). В противоположность ей великая блудница представляет вероотступническую политическо-религиозную власть конца времени. Она соблазняет жителей земли духовно прелюбодействовать с ней. Подобно Иезавели, она испытывает садистскую радость, проливая кровь мучеников, как испытывает радость пьяница, пьющий свое вино. («Я видел, что жена упоена была кровию святых» — Откр. 17:6).

Различие между этими двумя женщинами, подчеркнуто их внешним видом. Иоанн видит великую блудницу «облеченную в порфиру и багряницу, украшенную золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держащую золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. И на челе ее, написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам [56] и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровию Свидетелей Иисусовых» (Откр. 17:4-6).

Такое яркое описание великой блудницы напоминает нам пророческое изображение отступившего Израиля наряженного украшениями, как прелюбодейная жена «блудящая» с языческими богами (Иез. 23:30; 16:15; Ис. 23:17). Она облечена в пурпур и багряницу – цвета царской роскоши и величия. Пурпурный цвет в Библии – символ греха (Ис. 1:18; Откр. 17:3). Она обильно украшала себя золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В ее руке золотая чаша для спаивания своих любовников. Золотая чаша служит приманкой для людей, чтобы они соединялись с блудницей в ее греховных действиях.

Сказано, что на челе женщины написано имя. Римские авторы — Сенека и Ювеналий — говорят нам, что проститутки носили на своем челе повязку с их именами. Это была эмблема, печать проституции, — еще одна яркая подробность, чтобы представить картину порочности великой блудницы.

Этот символический образ женщины, украшенной золотом, драгоценностями и жемчугом, которыми великая блудница соблазняет других, — представляет собой осуждение из употребления. Это созвучно тому, что мы открыли в Ветхом Завете. Преобладающая отрицательная взаимосвязь украшений и соблазнительно-безнравственным образом жизни является сдерживающим фактором против их употребления в христианстве сегодня.

2. Невеста Христа

В противоположность Великой блуднице, чрезмерно украшенной золотом, драгоценностями, жемчугом и роскошной одеждой, Невеста Христа облечена в скромную, чистую льняную одежду без внешнего украшения: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр. 19:7,8). Иоанн объясняет, что прекрасная льняная одежда Невесты представляет дела верного послушания святых.

Идея «быть облеченной в праведные дела» — весьма многозначительна; ниже мы увидим, что апостол Павел употребляет такое же выражение [57] чтобы описать подходящие украшения женщины – христианки (1 Тим. 2:10). Конечно, значение этого выражения не в том, что искупленные сами облекают себя в чистую, белую свадебную одежду, посредством своих праведных дел. Брачные одежды им дали («И дано было облечься ей») – не они приготовили ее. Однако, следует заметить, что брачная одежда, как божественный дар, дается проявляющим «терпение святых, соблюдающих заповеди Божьи и сохраняющим веру Иисуса» (Откр. 14:12).

О внутренней чистоте святых свидетельствуют не золотые украшения, драгоценности и жемчуг, а чистая, прекрасная льняная одежда . «В белые одежды» без внешних украшений облечена не только Невеста из Откровения, но и великое множество спасенных, стоящих перед Божьим престолом (Откр. 7:9). Белые одежды искупленных – это не плод их «праведных дел», но результат опыта в «крови Агнца».

Значение для нашего времени

Мы не можем не извлечь урок и внешнего вида двух женщин. Бог представляет через их одежду — их характер, ибо как мы отметили выше, наша одежда говорит о том, кто мы есть. Нечистая женщина в экстравагантной одежде и украшенная драгоценными украшениями, — всем своим видом отражает внутреннюю гордость и соблазнительные намерения. В противоположность ей, чистая женщина облечена в простую, скромную одежду, без внешних украшений и все это только потому, что ее внешний вид отражает внутреннее смирение и чистоту.

Сегодня перед нами стоит вопрос: Какая из этих женщин может служить образцом нашей христианской одежды? Если мы решимся избрать образец жизни Невесты Христа, представляющей Его Церковь, к которой мы принадлежим, — тогда подобно ей, мы проявим нашу внутреннюю чистоту и благочестие через простоту и скромность нашего внешнего вида.

3. Павел об украшении женщины-христианки

Контраст между внешним видом великой блудницы и [58] Невесты Христа также встречается в пасторских увещаниях Павла и Петра. Апостолы подчеркивают разницу между мирским и христианским украшением. Их увещания заслуживают большего внимание не только из-за фундаментальных принципов подходящей христианской одежды, но и важны в смысле ясного осуждения употребления драгоценностей и экстравагантной одежды.

Павел поднимает проблему украшений женщины-христианки в контексте его советов относительно поведения во время общественного богослужения. После наставления братьям как молиться в общественной молитве «воздевая чистые руки без гнева и сомнения», то есть искренно и находясь в добрых отношениях с другими: «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9,10).

Некоторые спрашивают об уместности этих наставлений для современных христиан, полагая, что они актуальны лишь для конкретной ситуации, существовавшей в Ефесе. Поскольку этот вопрос затронут мной в 6 главе книги «Женщины в Церкви» — желающие могут воспользоваться данным там материалом. Здесь же следует отметить, что достаточно прочитать 1 Послание к Тимофею и станет ясно, что увещания Павла адресованы не только для местной Ефесской церкви, но и для всей христианской церкви в целом. Хотя послание было написано, чтобы противостать влиянию ложных учителей (1 Тим. 1:3-6; 1 Тим. 6:3-5), — задача Павла состояла не только в опровержении лжеучений, но скорее объяснить собранию, его руководителям, в том числе и Тимофею, как христианам жить благочестивой жизнью пред лицом еретических учений и развращенного языческого окружения.

Хорошие подходящие украшения

Здесь контраст между украшением женщины – христианки, исповедующей религию и мирской женщины, единственный интерес которой – привлечь к себе внимание. Фраза «Хочу также, чтобы женщины («украшали себя прилично» — англ. Перевод 1 Тим. 2:9) означает, что ап. Павел не против украшений вообще, он желает, чтобы они были подходящими. [59] Желание выглядеть достойно в свете других, не является неверным, если оно правильно обосновано.

Господь не осуждает истинные украшения. Он наполнил наш мир не только полезными творениями, но и прекрасными. Разнообразные гаммы и оттенки цветов, оперение птиц, шерсть животных, красота человеческого тела с очаровательными щеками, нежными устами, и блестящими глазами, — все это естественные украшения, дополняющие все полезное. Бог мог замыслить и создать все фрукты и овощи зелеными, но Он украсил их в разные цвета, чтобы они не только служили нам пищей, но и своей красотой радовали наш взор.

Истинное украшение – то, которое отражает истинную сущность личности. При этом должна быть совместимость между внутренней жизнью и внешним видом. Лицемерием является положение, когда люди претендуют на смирение перед Богом и в то же время чрезмерно украшают себя и экстравагантно одеваются. Наша одежда и украшения должны свидетельствовать о нашем исповедании, что мы в нашей жизни ищем прежде всего Царства Божьего и Правды Его.

Павел, описывая природу надлежащего украшения, употребляет три значительных слова: «приличное», «со стыдливостью», «целомудренное». Более глубокое изучение этих слов в оригинальном греческом значении, поможет нам более полно оценить фундаментальные принципы подходящей христианской одежды, уместной для христиан в настоящее время.

Скромная одежда

Первое греческое слово, которое Павел употребил, чтобы описать надлежащее украшение женщины-христианки — космиос, переведенное словом «скромная» (русский перевод «приличная»).Смысл слова космиос – «подходящий», «аккуратный», «достойный». Космиос происходит от порядка царящего в космосе, то есть в Божьей вселенной. Красота и гармония Божьей вселенной являются примером для нашего внешнего вида. По отношению к одежде космиос означает «то, что аккуратно, достойно, подходяще».

Теологический словарь Нового Завета объясняет, что космиос «описывает того, кто дисциплинирован, [60] высоконравственен и порядочен».[24]Внутренняя самодисциплина и смиренное поведение женщины-христианки отражены внешне в ее «аккуратной, достойной, подходящей одежде. «Павел очень хорошо знал, что одежда женщины – это зеркало ее разума. Внешнее показное хвастовство в одежде не согласуется с молитвой и посвящением».[25] Е.Г. Уайт писала: «О характере человека судят по стилю его одежды. Хороший вкус, воспитанный ум откроется в выборе простой, подходящей одежды»[26]

Вероника Денгель в своей книге «Неограниченная личность» говорит о хорошем вкусе в одежде подобно увещанию ап. Павла. «Хороший вкус в одежде начинается с простоты, прогрессирует до приличного вида и достигает кульминационного совершенства, соответствуя всякому случаю … Кричащие цвета, плохая ткань и отделка, и неподходящие комбинации, — все это говорит о плохом вкусе. Ваша одежда должна соответствовать вашему росту и размеру. Будучи слишком свободной, — она не будет изящной, элегантной; будучи слишком тесной – последует разрыв ткани. Простота должна быть очевидной, но ее отличие характеризуется совершенной пригодностью, прекрасными очертаниями, хорошим изготовлением и полным соответствием к фигуре человека. Именно, отсутствие украшений подчеркивает изящество покроя».[27]

Увещание Павла одеваться скромно, аккуратно и подходящим образом — наиболее уместно для современных христиан – мужчин и женщин, — ибо скромность исчезает. Это увещание Павла бросает нам вызов – больше внимания обратить на нашу одежду, чтобы она могла быть воистину скромной. Достойной, аккуратной и отражала наши внутренние моральные ценности. Он напоминает нам, чтобы все, что мы носим, не только отражало наши вкусы и моральные ценности, но так же влияло на наши манеры и поведение. Подходящая одежда формирует соответствующее поведение.

Скромность сохраняет интимность

Господь призывает нас одеваться скромно не только ради того, чтобы предотвращать грех, но более того, чтобы сохранить интимность. Люди, желающие грешить, будут грешить, как бы скромно они ни одевались. Пуритане и викторианцы одевались весьма скромно, но это не предохраняло их от греха. Они были немного более решительными и потребовалось более времени, чтобы в их одежде проявилась нагота, но и в их среде начал проявляться грех. [61] Цель скромной одежды – не только предупреждать похотливое желание, но также сохранять нечто весьма хрупкое и, однако, фундаментальное для сохранения семейных отношений: способность поддерживать со спутником жизни глубокие интимные отношения.

Призыв Господа одеваться скромно, в действительности призыв — сохранять и оберегать нашу интимность. Это нежная и драгоценная способность, которую легко потерять, если не оберегать ее. Если согласно Божьего намерения, мы желаем сохранить брак в течение всей жизни, муж и жена должны трудится вместе, чтобы сохранить, оберегать и поддерживать интимность. Когда слова и дела будут сочетаться, скромность сохранить радость интимного общения в течение долгого времени после свадебных колоколов.

Горделивая скромность

Увещание Павла одеваться скромно, обычно означает – нет никаких особых заслуг, в пренебрежении своим внешним видом. Когда мы носим потертую одежду в противовес ношению золота, драгоценностей или жемчуга. Личность, пренебрегающая скромным христианским видом одежды, является таким же нарушителем, как и обращающая чрезмерное внимание к ней.

Некоторые демонстрируют свои красивые наряды ибо гордятся своим внешним видом. Но другие одеваются весьма скромно, чтобы убедить мир в своем смирении. Обе категории страдают надменностью. Одни гордятся своей одеждой, другие – своим смирением. Чтобы избежать этих крайностей, нам необходимо обратить внимание на первый принцип христианского украшения, данный ап. Павлом: Внешний вид должен быть опрятным, аккуратным и приличным, не причиняя никому неприятности.

Приличная одежда

Второе греческое слово, употребленное Павлом, чтобы характеризовать достойное украшенные украшения женщины – христианки – аидос, переведенное в различных английских переводах словами «с приличием», «с чувствительностью», «со стыдливостью». В Новом Завете термин аидос встречается только в этом тексте, но часто встречается в эллинско — иудейской литературе. Его основное значение «благоговеть» или «уважать». Этот термин употребляется, чтобы выразить уважение к Богу, царю, преклонному возрасту, соседям и судьям.[28][62]

Как может женщина-христианка своей одеждой проявить благоговение и уважение к Богу, другим и самой себе? – Одеваясь «с приличием», «с чувствительностью», не причиняя стыда или смущения Богу, себе и другим, или как в переводе Библии времен короля Иакова сказано «со стыдливостью». Каждый из приведенных трех переводов добавляют нюансы к основному значению благоговейного украшения. Три указанных перевода дополняют друг друга и помогают нам понять более полно, что означает одеваться благоговейно.

Для современных христиан особенно важно увещание Павла, когда модная одежда не принимает в расчет уважение и почтение как основу для конструктивных человеческих отношений. Цель современной моды – выгоднее продать свой товар, эксплуатируя секс, побуждая тело, рекламируя на рынке нескромную одежду, лишь бы удовлетворить гордость и сексуальные желания.

Женщина-христианка призвана одеваться скромно не для того, чтобы быть менее привлекательной, а чтобы сохранить и защитить то хрупкое, что можно легко потерять: ее интимность с мужем, опыт, обогащающий жизнь обоих. Мы одеваемся скромно и «со стыдливостью» из тех же соображений, по каким запираем свой дом. Мы запираем наши дома, чтобы защитить содержимое от посторонних людей. Таким же образом будут действовать христиане – одеваться достойно и скромно, чтобы сохранять и защищать интимность супружеских отношений от грешных внешних посягательств. Одежда провоцирует ответные реакции: наши самые глубокие чувства любви, выражения сексуальности, раскрытие нашего внутреннего мира. Такие отклики принадлежат супружеским отношениям.

Цель скромной и достойно одежды не в том, чтобы скрыть нас от нескромных взглядов других, а чтобы сохранить нашу интимность для спутника жизни. Скромность и достоинство должны быть уважаемы даже между мужем и женой. Недостойное поведение даже в отношениях между супругами может разрушить взаимное уважение и способность наслаждаться интимным союзом ума, тела и души.

Непристойные мотивы

Мэри Квант, мать известного английского законодателя моды[63] – мини-юбок, говорила, что ее цель – «одеть женщин так, чтобы мужчинам хотелось обнимать их».[29]Она создала шокирующую одежду, ибо верила, «если одежда не выделяет вас, то вы зря тратите деньги».[30] Она автор изречения: «Здравый смысл – это смерть,вульгарность – это жизнь».[31] Когда Мэри Квант спросили: «Каково предназначение моды, и ее цель?» Она быстро ответила, — «Секс».[32]

В интервью, опубликованном в журнале Ньюсуик, Мэри Квант объяснила слишком откровенно, что для нее представляет мини-юбка: «Разве я единственная женщина, желающая лечь в постель с мужчиной после обеда? – Любая порядочная женщина ждет наступления темноты. Но есть множество девушек не желающих ждать. Мини-юбки символизируют их».[33] Косметика также предназначена для соблазна: «Все эти украшения служат для того, чтобы соблазнять мужчин, иначе, в чем смысл всего этого?»[34]

Это откровенное заявление ведущего дизайнера, что целью моды и косметики является соблазн, призывающий на помощь чувственность. Все это повелевает христианам прислушаться к увещанию ап. Павла – одеваться достойно и скромно, не вызывая чувства стыда у Господа, у людей и самих себя. Женщина-христианка должна помнить, что ее прелесть не только в том, что она открывает своим видом, но также в том, что она скрывает. Женщина, которая выставляет напоказ свое тело, сексуально побуждает мужчин обращаться с нею как с объектом секса. Одеваясь скромно и достойно, она избежит низкой оценки как объект секса. Напротив, это повысит ее духовную ценность, которую так не хватает нашему грешному миру.

Мы живем во время, требующее от нас сильного мужества: мужества, чтобы сражаться с вульгарностью в моде; мужества, чтобы противостоять плохому вкусу нашего времени; мужества, чтобы отличить капризы, изменяющейся моды от достойного стиля, остающегося неизменным; мужества, признать, что «послушание моде … совершает больше, чем любая другая сила, чтобы отдалить наш народ от Бога»[35]; мужества отвергнуть соблазнительные повеления моды и принять совет Господа — одеваться благопристойно. Сегодня для христиан пришло время проявить мужество и последовать второму принципу ап. Павла относительно христианских украшений: «Внешний вид должен быть приличным, скромным и достойным проявляя уважение к Богу, к самим себе и к другим». [64]

Здравая умеренна одежда

Третье греческое слово, употребленное Павлом, чтобы охарактеризовать подходящую одежду женщины-христианки – это софросуне, которое в различных английских переводах передано словами: «умеренный», «уравновешенный», «пристойный», «наряженный». Разные варианты перевода указывают на трудности, с которыми сталкивались переводчики, не имея эквивалента в английском языке.

Слово «софронсуне» состоит из двух слов «здравый» (сос) и «ум» (френес). Здесь речь идет о бдительном уме, о самоконтроле. В этом контексте слово, выражающее христианское украшение, используется для того, чтобы показать, что женщина – христианка должна контролировать себя, не носить такие одежды и драгоценности, которые привлекали бы к ней внимание. Как объясняет Альберт Барнес «Это слово «саниту» означает здоровье ума, умеренность в вопросах желаний и страстей. Оно противоположно всему легкомысленному и неуместному, возбуждающему страсти. Сущность в том, что в своей одежде и манере поведения женщина не должна нарушать самые точные правила приличия».[36]

Неудивительно, что греческое слово «Софросуне, то есть умеренность, самообладание считалось одной из самых важных добродетелей».[37] В конце концов, умственная позиция самообладания определяет все другие качества. Таким образом, неудивительно, что подобно Павлу, греческие блюстители нравов часто идентифицировали «софросуне» (умеренность) и «аидое» (приличное, скромное, уважительное поведение).[38] Мотив очевиден. Все, что является уважительным поведением, проистекает из упражнения в самообладании.

Эта информация поможет нам понять, почему Павел увещает женщин одеваться не только скромно (Космиос) и достойно (Аидос), но также и умеренно (софросуне). Подобно греческим блюстителям нравов, апостол признает, что аккуратный и пристойный внешний вид является результатом умственного самообладания, выраженного в обуздании грешного желания демонстрировать свою гордость с помощью вызывающей одежды и украшений.

Христианский образ жизни во многом определяется образом мышления. «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Прит.23:7). Павел говорит об главенствующей роли разума в [65] христианском образе жизни. В своем послании к Римлянам, он побуждает христиан не сообразоваться с миром, но преобразоваться по образу Божьему «обновлением ума вашего» (Рим. 12:2). Обновление ума очень важно в наше время, чтобы устоять перед соблазнами жизни и моды.

Павел изображает обращенную женщину – христианку контролирующую себя (проявляющей самообладание) в одежде. Она не желает выставлять себя, а отражать смирение Христа. Ее одежда не говорит нам: «посмотрите, восхищайтесь мной», но скорее, как Христос изменил меня и мой внутренний мир.

Это представление апостола о женщине-христианке, проявляющей воздержание и отвергающей одежду и украшения, привлекающие внимание и одеваясь в приличную, скромную и достойную одежду, особенно уместно в наше время. Сегодня в самом высоком смысле слова господствует мода и большинство мужчин и женщин поклоняются у ее алтарей. Многие христиане столь усердно следуют за сезонными изменениями моды, что готовы лишить себя самого необходимого, только бы носить модную одежду и украшения. Они желают выглядеть подобно моделям женщин с красочных журнальных обложек. Так поступая, они открывают свою внутреннюю опустошенность. Они не довольны своим реальным состоянием, желая выглядеть восхитительным образом. вероятно они забывают, что образ женщины из модных журналов не есть образ Царства Божьего. Строить свою жизнь согласно изменчивым капризам моды не означает искать прежде всего Царства Божьего.

Чтобы противостать тирании соблазнительной моды, нам необходимо принять во внимание на третий принцип апостола Павла, относительно христианского украшения: одежда должна быть простой, ограничивая любое наше желание носить одежду и украшения, привлекающие украшения.

Несоответствующие украшения

Чтобы не оставить никакого сомнения что он подразумевает, советуя одеваться аккуратно, скромно и умеренно, Павел приводит список четырех видов украшений, не соответствующих для женщины-христианки: «Чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9,10). [66]

Список начинается с «плетения волос», ибо женщины в иудейском и римском мире того времени тщательно заплетали волосы, укладывая их согласно преобладающим требованиям моды. Они украшали свои волосы блестками, золотыми или другого рода яркими нитями. Римские женщины любили носить искусно изготовленные большие заколки для волос с выгравированными коринфскими рисунками. «Было столько разновидностей плетения и приукрашивания волос, сколько пчел было в Хибле», — говорит комментатор Уильям Баркли. «Волосы завивали, и красили в черный, а то и в золотисто-каштановый цвет. Носили преимущественно светлые парики … Обода, заколки для волос и расчески изготовляли из слоновой кости; древесины самшита, панциря черепахи, а иногда из золота, украшенного драгоценными камнями».[39]

Апостол Павел в 1 Тим. 2:9,10 не осуждает заботу об опрятности прически, но тщательно разработанный стиль причесок, с обилием драгоценных украшений, привлекающих внимание к владелице прически. Такой стиль противоречит принципам христианского украшения, изложенным здесь апостолом Павлом.

Следующие два несоответствующих украшения, упомянутые Павлом – золото и жемчуг. В то время женщины-модницы носили сверкающие кольца, браслеты ручные и на ногах, серьги из жемчуга. Апостол высказывается против ношения таких украшений, ибо они отражают личное тщеславие и эгоизм, а не присущие христианину скромность, достоинство и уравновешенность во внешнем украшении.

Последнее упоминание о несоответствующей одежде – «многоценная одежда». Во времена апостола Павла нарядные одежды были очень дорогими. Преимущественным был пурпурный цвет одежды. Полкило лучшей тирской пурпурной шерсти стоит 1000 динариев. Учитывая, что простой работник получал один динарий в день, необходимо было три года, чтобы он заработал на полкило пурпурной шерсти. Только богатые женщины могли позволить себе покупать дорогие одежды и украшения. «Римский писатель Плиний рассказывает, что цена свадебного наряда невесты императора Калигулы Лоллии Паулины была просто астрономической 1 600 000 долларов». [40]

Нет ничего удивительного в том что блюстители нравов, подобно ап. Павлу и Петру осуждали дорогие одежды. Например, Квинтиллиан, римский оратор, писал: «Красивая одежда [67] придает своему владельцу достоинство, а роскошные женские одеяния не украшают тела, но лишь раскрывают непристойность ума».[41]

Апостол Павел возражает против ношения дорогой одежды многоценной одежды, ибо она отражает личное тщеславие, эгоизм, и желание привлечь внимание противоположного пола. Это побуждение не согласуется с христианскими нормами скромности, достоинства и умеренности в одежде.

Выражение «многоценная или дорогая» одежда, говорит о таком нарядном украшении, на которое едва ли хватит средств. Такое расточительное транжирование средств несовместимо с христианскими принципами. Это означает, что «многоценные одежды не приемлемы тем, кто в состоянии купить их, ибо по словам Джона Уэсли «ни один христианин не может позволить себе транжирить то, что вверил ему Бог … Каждую копейку сэкономленную за счет дорогой одежды можно использовать, чтобы одеть бедных или удовлетворить другие их нужды, ибо «нищие всегда будут в вашей среде». Поэтому каждая копейка, которую вы тратите для украшения вашего тела, на самом деле украдена у Бога и бедных».[42]

Приличные украшения

После перечисления четырех неподобающих для христианина украшений, Павел спешит упомянуть приличные украшения, а именно «добрые как прилично женщинам, посвящающие себя благочестию» (1 Тим. 2:10). «Добрые дела», как украшения, подобающие христианину, символизируют «праведные дела святых, в которые облечена невеста Христа» (Откр. 19:8). Выражение «украсить себя добрыми делами, весьма поучительно, ибо отвергнуть себя и жить для других – означает хорошо украсить себя. Христиане, подобно матерее Терезе, посвятившие всю свою жизнь служению бедным, развивают внешнюю привлекательность, которую не могут даровать никакие драгоценности. «Короче говоря, украшение женщины состоит не в том, во что она одевается, но в служении с любовью другим».[43]

Внешняя красота «добрых дел» соответствует женщинам, посвящающим себя благочестию, ибо их цели выше целей мирских женщин. Женщины христианки [68] не сосредотачивают внимание сердец на внешнем украшении своих тел, но на внутреннем украшении душ любовью к Богу. Все их исповедание сосредоточено на любви ко Христу, их Спасителю. Они следуют за Тем, Кто «ходил повсюду, творя добро», украшая Себя благотворительными делами. Только такие дела принесут удовлетворение, любовь и уважение. Даже изобилие дорогих одежд и драгоценностей не скроет уродливости человека.

Павел видит тесную связь между внутренним исповеданием и внешним видом и поведением. Говорить о верности Христу и носить дорогие, нескромные одежды – это проявление лицемерия. Верным женщинам – христианкам более всего подходит украшение добрыми делами, ибо они соответствуют их завету с Богом.

4. Петр об украшении жены-христианки

Апостол Петр в общем повторяет учение Павла об украшениях женщин-христианок, хотя в другом контексте. Если Павел говорит о христианском украшении женщины, имею в виду ее поведение в церкви, то Петр описывает ее поведение дома. Поразительное сходство в учении двух апостолов в том, что принципы скромности и достоинство внешнего вида применимы в равной степени, как дома, так и в церкви.

Петр предлагает женам двойное увещание, чтобы помочь им наладить добрые отношения со своими супругами и обратить их ко Христу, если они неверующие. Первое наставление – повиноваться своим мужьям, поддерживая атмосферу чистоты и уважения. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богоугодное житие» (1 Петр. 3:1,2).

Подобно Павлу (1 Кор. 7:13-16), Петр не советует жене, проявившей достаточно мужества, чтобы стать христианкой, оставить своего мужа, наоборот, она должна привлечь его уважительным отношением. Необходимо проявить подчинение не в представлении учения, не в ссорах или в доказательствах о равноправии, а молчаливым свидетельством – очаровательной красотой своей жизни, исполненной доброты и любви. Таким образом, она сможет устранить предупреждения, враждебность и приобрести своего мужа для Христа. [69]

Повиновение

Подчинение жены своему мужу сегодня непопулярно, особенно среди феминисток, которые истолковывают его как эквивалент неполноценности. Подчинение предусматривает роли, а не моральный или физический статус. Ролевое подчинение подчинился Богу став слугою. Подчинение жены своему супругу исходит не из боязни или неравноправия, а из совершенной любви. Она подчиняется, ибо любит Христа, любит своего мужа и с радостью принимает свою роль и роль своего мужа, как главы семьи (Кол. 3:18; Ефес. 5:22,23).не означает неполноценности. Иисус был равным Богу по природе, но по Своей роли

Приведенные библейские тексты подчеркивают, что некоторым супругам, особенно тем, которые не принимают христианскую веру, трудно угодить. При таких обстоятельствах вера жены и преданность Христу помогут ей подчиниться своему мужу. Если ее муж не принимает Слова (Евангелия), ее безмолвное свидетельство будет для него проповедью. Перед своим мужем она живет Словом Божьим, проявляя свое чистое и уважительное поведение.

Неподобающие украшения

Второй совет апостола Петра призывает жен приобретать своих мужей для Христа не роскошными внешними украшениями, а внутренним убранством кроткого и молчаливого духа. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Петр. 3:3,4).

Здесь Петр следует примеру ап. Павла (1 Тим. 2:9,10), подчеркивая контраст между внешним украшением тела, характерным для мирской женщины и внутренней красотой сердца женщины–христианки. Отрицательное внешнее украшение мирской женщины состоит из «плетений волос золотых уборов и дорогой одежды». Это почти полностью совпадает с тем, что говорит апостол Павел. Оба апостола отмечают, что вычурные прически, блестящие украшения и дорогие одежды не подходят женщине – христианке. [70]

Украшения сердца

Положительное же внутреннее украшение женщины-христианки – это доброта сердца, кроткий и спокойный дух, что драгоценно пред Богом. Это украшение спокойного духа, довольного ума, и сердца, свободного от гордости и тщеславия, — вот что должно быть рекомендацией для ищущих внешних украшений. Это и есть украшение – не украшение уст, не красота кожи, но глубокое, внутренне украшение души.

Петр не подразумевает, что жена-христианка должна пренебрегать внешним видом и заботиться только о внутренней, душевной красоте. Никакая жена не может рассчитывать на постоянную привязанность и любовь своего мужа, если не будет проявлять заботу и привлекательность своего внешнего вида и быть аккуратной в своих привычках. Но муж ценит в своей жене больше всего украшения сердца: ее нежность, терпеливый характер, спокойствие о неблагоприятных обстоятельствах, ее чистую любовь. Таким образом, женщина, желающая сохранить постоянную привязанность и любовь своего мужа, должна заботиться не только об опрятной внешности, но также о вежливом, спокойном и добром внутреннем расположении.

Петр завершает свое наставление, излагая перед женами-христианками достойный пример выдающихся жен Ветхого Завета, которые подобно Сарре , жене Авраама, проявляли внутреннее украшение сердца и «повиновались своим мужьям» (1 Петтр.3:5,6). Сарра «повиновалась Аврааму, называя его господином» (1 Петр. 3:6).

Следует заметить, что Петр и Павел говорят об украшении женщин-христианок в контексте их подчинения. Петр призывает к «подчинению» сразу же прежде и после упоминания об украшениях жен-христианок, тогда как Павел делает это после дискуссии об украшениях женщин-христианок (2 Тим. 2:11). Эти подчеркивания свидетельствуют, — оба апостола признавали, что внешние украшения были показателем внутреннего состояния сердца. Подчинение, смирение отразятся в скромной, подобающей одежде, в то время как неподчинение, высокомерие проявляется в нескромной, дорогостоящей, соблазняющей внешности. [71]

5. Заключение

Используя аллегории и через прямые наставления, Новый Завет учит христиан, как одеваться. Аллегорическим образом, мы видим контраст между двумя символическими женщинами в книге Откровение – великой блудницей и Невестой Христа. Великая блудница, нечистая женщина в дорогостоящей, экстравагантной одежде и драгоценных украшениях, — все это надлежащим образом представляет внешнюю гордость и обольстительные намерения. В противоположность ей, чистая женщина одета просто и скромно, без внешних украшений, что соответствует ее смирению и чистоте. Как христиане, мы следуем примеру Невесты Христа, которая символизирует нашу церковь, проявляя чистоту и благочестие, вполне отражая простоту и скромность нашей внешности.

В прямом наставлении, мы находим, что Павел и Петр в ярком контрасте излагают надлежащее, приличное украшение женщины-христианки, и несоответственное, неприличное украшение женщин этого мира (1 Тим. 269,10; 1 Пет. 3:3,4). Оба апостола признают, что дорогие украшения не сочетаются со смиренным духом и добрыми делами.

Тщательный анализ, использованных Павлом терминов, открывает три важных принципа:

1) Христианин должен одеваться с подобающей скромностью, избегая крайностей.

2) Он должен одеваться достойно, проявляя уважение к Господу, к себе, окружающим.

3) Христиане должны одеваться аккуратно и просто, избегая любого желания привлечь к себе внимание одеждой, косметикой или драгоценностями. Наша внешность является молчаливым постоянным свидетельством, что мы истинные христиане и живем в этом мире, чтобы прославить Бога, а не самих себя.

soteria.ru


Смотрите также

Добавить комментарий Отменить ответ